Политика государства в сфере энергетики должна включать два направления: а) стратегические интересы государства - на укрепление госконтроля и развитие системы госзаказа; и б) остальные секторы - на максимальную либерализацию предпринимательской деятельности и инициативы. Иначе говоря, должен быть разноуровневый порядок госрегулирования, определяемый, во-первых, реальными потребностями государства в гарантировании некоторого базового минимума энергетического обеспечения народного хозяйства, и, во-вторых, необходимостью становления рыночного саморегулирования в остальной части топливно-энергетического комплекса. Соответственно оказывается, что все нынешние дискуссии об усилении или ослаблении государственного влияния в сфере энергетики попросту лишены смысла - поскольку и то и другое может быть и вредно, и неэффективно, если не указывать четко и определенно конкретный сектор такого воздействия.
К сфере стратегических интересов государства следует отнести следующие сферы имущественно-хозяйственной деятельности: энергопроводящие системы федерального значения, а также все АЭС, крупные ГЭС и особо важные ГРЭС, которые должны быть закреплены в полной и безраздельной собственности государства; обеспечение населения топливно-энергетическими ресурсами в осенне-зимний период; установление энерготарифов для вышеперечисленных энергопредприятий и энергосистем и обеспечение такого порядка финансирования для этих предприятий, который бы гарантировал полную и своевременную оплату их продукции. Иначе говоря, государство и его органы в порядке госзаказа должны не только обеспечивать приобретение продукции этих энергогенери-рующих предприятий по фиксированным ценам, но и гарантировать оплату их услуг бюджетными учреждениями, предприятиями и населением в рамках отопительного сезона.
На самом деле эти задачи не являются особенно сложными: население обычно платит достаточно исправно, а для бюджетных учреждений достаточно предусмотреть целевое выделение средств на оплату потребления энергоресурсов. Фактически государство именно с помощью дополнительных фондов, полученных от введения нового энергоакциза, должно обеспечивать и контролировать оплату объемов энергопотребления, ограниченного периодом осенне-зимнего сезона.
При этом в отношении предприятий контролируемого госсектора (вышеуказанных энергогенерирующих предприятий и единой энергосистемы) должен быть восстановлен режим полной и безраздельной государственной собственности (полностью исключая применение режима акционерной собственности, при котором в условиях России невозможно обеспечить адекватную защиту имущественных интересов государства - даже при сохранении в акционерном капитале этих предприятий доли государства в подавляющих или контролирующих размерах).
Из регулирования остальных секторов энергопроизводства и энергопотребления государство попросту уходит (за исключением налогового регулирования - в форме энергоакциза): там действуют свободные, нерегулируемые цены и тарифы; предприятия-поставщики и их клиенты свободно решают свои конфликты и споры в обычном мировом или судебном порядке; снимается всякое регулирование экспорта; любое предприятие свободно, на равных условиях, может включаться в единую энергосистему на правах потребителя или поставщика энергии; разрешается использование любых форм собственности, создание местных или региональных энергосистем, и т. д. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Другие материалы
Классические модели стратегического анализа и планирования модель ShellDPM1 В 1975 году Британско-Голландская химическая компания Shell разработала и внедрила в практику стратегического анализа и планирования свою собственную модель, получившую название матрицы направленной политики2 . Её появление было непосредственно связа ...
Лизинговые платежи В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона №164-ФЗ под лизинговыми платежами понимается общая сумма арендных платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в нее входят: - возмещение затрат лизингодателя, связанных с прио ...