Ключевым элементом новой системы госрегулирования сферы ТЭК является создание мощного фонда развития, в котором будут аккумулироваться избыточные рентные доходы от использования государством разведанных и освоенных источников энергоносителей (которые сейчас присваиваются в частных интересах или используются непроизводительно). При этом следует иметь в виду, что после истощения этих легкодоступных месторождений, когда встанет вопрос о вложении новых огромных инвестиций в освоение отдаленных районов - т. е. об инвестициях с длительными сроками окупаемости - эти затраты все равно лягут на плечи государства, поскольку частный капитал ни при каких налоговых и иных льготах на эти вложения не пойдет.
Если государство не займется накоплением этих фондов сейчас, особенно в периоды подъемов мировых цен на энергоносители, то впоследствии эта проблема может стать неразрешимой, что поставит под вопрос само существование национальной экономики России (поскольку рост издержек на освоение труднодоступных месторожденией энергоносителей и сохраняющееся расточительное использование энергоресурсов сделают любые производственные процессы в стране убыточными и неэффективными). Рассчитывать на привлечение частных капиталов из-за рубежа не приходится, поскольку инвесторы готовы вкладывать свои средства только в экспорт энергоресурсов.
Государственные же заимствования за рубежом уже достигли тех пределов, которые не позволяют использовать внутренние бюджетные ресурсы на цели развития даже в минимально необходимых размерах. При таких обстоятельствах есть все основания ожидать, что в самом недалеком будущем России придется задуматься о воссоздании мощного госсектора в сфере ТЭК - но уже в иных, существенно более неблагоприятных условиях. Как только встанет острая необходимость крупных вложений в освоение новых месторождений, а государство - неизбежно - в той или иной степени научится ограничивать масштабы незаконного вывоза за рубеж доходов, получаемых на разнице внутренних и мировых цен на энергоносители, те же частные собственники нефтяных компаний сами будут инициировать вопрос о национализации этих компаний (или, по крайней мере, о привлечении государственного капитала вплоть до передачи контрольного пакета).
Это связано с тем, что интерес частного капитала к добыче нефти в России целиком определяется существующими сейчас в этой отрасли возможностями ее добычи с низкими (субсидируемыми, как было показано, российским государством) затратами и скрытого (от российских налогов) вывоза за рубеж доходов. Как только ситуация изменится, частный капитал начнет покидать эту сферу (в лучшем случае от государства опять потребуют принять на себя все основные финансовые тяготы в связи с освоением новых месторождений - в виде налоговых льгот, субсидий и т. д.).
Таким образом, конечная общая цель всех этих преобразований состоит в том, чтобы:
а) вывести цены на мировой уровень, что устранит существующие сильные стимулы к вывозу энергоносителей, способствуя их использованию в национальном производстве, изменит структуру издержек в пользу энергосбережения, сделает эффективным использование других видов топлива и альтернативных источников энергии; Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9
Другие материалы
Роль и место акционарных обществ в экономике России В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике России и сложившейся в данный момент кризисной экономической и политической ситуации отношения форм собственности играют далеко не последнюю, и даже, одну из основополагающих ролей ...
Управление пакетными видами бизнеса в концепции корпоративной стратегии Каждая из компаний, о которых рассказано ниже, в свое время сделала достаточно большие изменения в характере своей корпоративной стратегии. Причем сделала их не случайно. Эти изменения - результат тщательно продуманных стратегических разработок, кото ...