Цель: Раскрыть и охарактеризовать виды и свойства рынков, понять при каких условиях возникает конкуренция, какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают, как она влияет на рынок товаров и услуг и вообще нужна ли конкуренция.
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.
В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне, административно-командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым, устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного труда. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства.
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
В условиях рыночной экономики конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями.
Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.
Конкуренция, хотя и связана с определёнными издержками (усиливает социально-экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает потери экономических ресурсов от потери побежденных и т.д.), вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др.
Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе.
Тема является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой, теме мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли. Поэтому очень много таких ученых как: М. Фридман, Фридрих фон Хайек (1899-1988), В.Рожок, Паклин Ю.И. и др. изучают проблемы рыка и конкуренции.
- Рынок, причины его возникновения и характерные черты.
- Рыночная модель для Украины
- Основы рыночной экономики в Украине должны вводиться ускоренно, но без "шока".
- Влияние рынка на цену.
- Концентрация рынка и ее оценка
- Основные модели рынка
- Конкуренция в системе рынка
- Виды конкуренции
- Условия возникновения конкуренции.
- Функции конкуренции.
- Экономический закон конкуренции.
- Неполная конкуренция и монополия
- Совершенная конкуренция.
- Характерные черты
- Спрос на продукт конкурентного продавца
- Ценообразование в условиях свободной конкуренции
- Достоинства совершенной конкуренции
- Недостатки совершенной конкуренции
- Актуальность чистой конкуренции
- Несовершенная конкуренция
- Влияние несовершенной конкуренции на рынок
- Монополистическая конкуренция
- Условия возникновения
- Характерные черты
- Кривая спроса фирмы
- Эффективность монополистической конкуренции.
- Ценовая конкуренция
- Неценовая конкуренция
- Защита конкуренции
- Нечестная конкуренция
- Суть формирования стратегии конкуренции.
- Правительство как фактор отраслевой конкуренции
- Входные барьеры
- Переходные затраты.
- Доступ к каналам распределения.
- Относительные перерасходы независимо от масштаба.
- Угроза входа конкурентов
- Ожидаемый отпор
Другие материалы
Особенности налогообложения при оказании оздоровительных услуг. Налог на добавленную стоимость Особенности исчисления и уплаты налога при оказании физкультурно-оздоровительной деятельности, конечно же, обусловлены возможностью применения льгот. Виды льгот по налогу на добавленную стоимость установлены статьей 149 Налогового кодек ...
Основы классификации счетов бухгалтерского учета Все счета бухгалтерского учета по признаку однородности экономического содержания можно разделить на две группы: счета хозяйственных средств и хозяйственных процессов; счета источников образования хозяйственных средств. ...