Наконец, возникает самый важный вопрос: а нужно ли России вообще наращивать добычу и производство энергоносителей и тратить на это финансовые ресурсы? Уже сейчас видно, что прирост добычи газа целиком идет на экспорт, нефти на внутреннем рынке избыток, а наращивание ее экспорта сбивает мировые цены, и даже на рынке электроэнергии крупные объемы дешевой электроэнергии ГЭС и АЭС часто не находят сбыта. В такой ситуации ни одному рыночно мыслящему предпринимателю и инвестору не придет в голову наращивать производство. Наоборот, в первую очередь он стал бы повышать его эффективность, снижать издержки производства, расширять поле своей деятельности на смежные отрасли, и т. д.
Таким образом, прежде чем ставить вопрос о формах привлечения новых инвестиций, полезно задуматься о целесообразности и обоснованности тех задач, которые предполагается с их помощью решить.
.и почему на них стоит то, что стоит .
То, что внутренние цены на энергоносители в России устанавливаются ниже мировых, обычно обосновывают:
1) более низкой себестоимостью их производства;
2) низкой покупательной способностью населения;
3) необходимостью стимулировать производственную активность в стране.
На самом деле приведенные доводы противоречат логике и не подтверждаются действительностью.
Если взять первый аргумент, то более низкая себестоимость добычи, например, нефти или газа в сравнении с другими развитыми странами объясняется тем, что, во-первых, в России уровень заработной платы далеко отстает от уровня оплаты труда в этих странах; во-вторых, в издержках производства далеко не полностью отражаются амортизационные отчисления (российским компаниям существенно выгоднее «отмывать» свои доходы через экспорт продукции по заниженным ценам, чем накапливать амортизационные фонды, которые в условиях России не защищены ни от риска обесценения рубля, ни от возможных притязаний криминала и властей различного уровня); в-третьих, в себестоимость добычи не включаются расходы на геологоразведочные работы и скидки на истощение недр, которые для западных компаний составляют весьма значительные суммы; российские же предприятия не чувствуют необходимости делать такие отчисления, поскольку за них эти работы ранее провело государство, и им результаты этих работ достались даром.
Если же полностью учесть три этих фактора, то себестоимость производства в отраслях ТЭК в России окажется отнюдь не ниже, чем в любой из развитых странах мира (а, видимо, даже выше - если учесть особенности сурового климата). Таким образом, вывод один - внутренние цены на энергоносители в России ниже потому, что их производители тем или иным образом субсидируются (дотируются) государством.
Ссылка на низкую покупательную способность населения (аргумент 2) ничего не доказывает. Предположим, что государством цены будут подняты на определенную величину, и эти же суммы государство вернет населению в форме увеличения его доходов, а проще - за счет снижения налоговых и иных обязательных изъятий из этих доходов.
На первый взгляд, все остается по-прежнему - ту сумму денежных средств, которую люди потеряли из-за повышения цен, им полностью и возместили. Однако на самом деле, меняется очень многое. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Другие материалы
Южная Корея - ресурсы, экономика, география Республика Корея - государство на Корейском полуострове к югу от 38-й параллели. Территория — 93,8тыс. км2, Столица — Сеул (10,7 млн. чел.). Население — свыше 43 млн. чел. (1992 г.); корейцы. Живет также около 30 тыс. китайцев и ...
Цели развития организации через призму управленческих теорий • Невозможно анализировать развитие той или иной организации не принимая во внимание институциональные составляющие и механизмы, которые соединяют организации между собой • Организации не просто играют роль пассивного созерцателя внешни ...