Стокгольмская политическая конференция по вопросам интеллектуальной собственности 1967 года частично пересмотрела, частично подтвердила положения Парижской конвенции по вопросам промышленной собственности от 1883 года. Так окончательно утвердился момент возникновения прав на промышленную и интеллектуальную собственность – с момента регистрации государством.
По Парижской конвенции для защиты своих прав от недобросовестной конкуренции необходимо регистрировать: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, фирменные наименования. Права на них возникают с “даты приоритета” – момента подачи заявки на промышленную собственность. Авторские права возникают в момент создания произведения, т.е. с “момента права”.
Таким образом, интеллектуальная собственность включает в себя промышленную собственность, вопросы авторского права и смежных прав. Права на интеллектуальную собственность распространяется на объекты интеллектуального труда в материальной, актуальной форме.
По патентному законодательству сроки прав на промышленную собственность составляют на изобретение – 20 лет, без последующего продления; полезная модель – 5 лет, с продление на 3 года; промышленный образец – 15 лет, с продлением на 5 лет; товарные знаки – 10 лет с последующим продлением каждые 10 лет.
Авторское право подразумевает наличие прав без регистрации с момента права и до конца жизни автора, плюс последующие 50 лет после смерти; если существует монополия публикации, то права сохраняются 50 лет, если обнаруживается автор или его наследники, то в обычном порядке.
Таким образом, регулирование прав на промышленную собственность осуществляется по патентному праву, а прочая интеллектуальная собственность – по авторскому праву.
Коммерческая реализация промышленной собственности осуществляется лицензионными договорами на основе взаимного согласия сторон, причем условия лицензионных договоров не регулируются ни какими международными нормами, но существует определенная международная традиция, на которую ориентируются стороны.
Реализация собственности, подпадающей под авторское право, осуществляется по авторским договорам в строгом соответствии с законодательными нормами государств. В России регулирование осуществляется по закону “Об авторских и смежных правах”.
Технологические конструкционные секреты производства – ноу-хау - так же относятся к промышленной собственности. Основная особенность ноу-хау – защита тайной, т. е. единственная защита ноу-хау от несанкционированного использования третьими лицами заключается в обеспечении неразглашения секретов производства.
В СССР лицензионная торговля осуществлялась организацией Министерства внешней торговли –“Внешлицензионторг”. Долгосрочными проектами, типа инжиниринг (строительство, поставки комплектного оборудования), занимался Государственный комитет по внешне экономическим связям. Ежегодно оборот “Внешлицензионторга” рос на 35%. В 1985 году ГКВЭС стихийно вышел на внешний рынок с ноу-хау, передаваемыми комплексно с поставляемым оборудованием. До 80% ноу-хау передавалось безвозмездно, одна из причин заключалась в сложности выделения ноу-хау, однако 20% сделок позволили ГКВЭС в течение 3-х лет ежегодно увеличивать валютные поступления на 65%.
Основные трудности при работе с ноу-хау для российских предприятий состоят в следующем: 1. выявление ноу-хау в массе технической информации; 2. технико-коммерческое обоснование; 3. комплекс мер по обеспечению конфиденциальности; 4. технология коммерческой реализации. Данные вопросы за рубежом решаются комплексно. В штате большинства российских предприятий отсутствуют специалисты по работе с интеллектуальной собственность. Сложность заключается в том, что один человек должен обладать компетентностью в областях техники, права, экономики, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства, поскольку ноу-хау продается по всем видам коммерческих сделок и эффективность операции зависит от правильного выбора торговой стратегии.
Основные коммерческие потери российские разработчики несут от неграмотного выявления ноу-хау и неспособности сохранить его в тайне. Чрезмерная подробность в описании изобретения при составлении патентной заявки – основной путь разглашения ноу-хау. За рубежом существует устойчивая практика создания по российским публикациям техники и ее дальнейшего патентования в третьих странах. Еще одним методом разглашения является публикации статей в научно-технических журналах. Процентный состав мировых публикаций по областям техники из года в год одинаков, одинаково количество публикаций от каждой страны (за США 30-40% статей), однако по иностранным статьям создать технику невозможно, они носят чисто рекламный характер, содержат подробные писания старых образцов или целенаправленную дезинформацию. В СССР и России существует стойкая привычка публиковать исчерпывающую правду о новинках научно-технической мысли (“Наука и жизнь” озолотила не одну японскую фирму) и доверять зарубежным публикация (масса мировых публикаций о постановке двухконтурных двигателей на “Конкорд” привело к применению подобного двигателя на Ту-144, что послужило фактическому провалу советского проекта, тогда, как “Конкорд” летает через океан на одноконтурном двигателе). Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие материалы
Нормируемые командировочные расходы Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ): «Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Слу ...
Тенденции структурных преобразований экономики России Изучение макроэкономических процессов, происходящих в народном хозяйстве России, за последние пять лет, позволяют выделить некоторые существенные особенности действующей экономической структуры: огромное территориальное экономическое п ...