По зарубежным патентам фактически невозможно ничего создать, по советским и российским можно, и можно даже создавать по авторским свидетельствам. Данное положение является результатом молчаливого согласия с нарушением собственного патентного законодательства в зарубежных государствах. По патентным законам большинства стран мира изобретение в патенте должно быть описано так полно, чтобы специалист мог его воспроизвести. Если невозможно осуществить изобретение по описанию, то патент подлежит ликвидации. В реальности – данное условие не выполняется специально, дабы не разглашать ноу-хау. Таким образом, зарубежные патенты могут служить только справочно, для определения уровня техники и направления развития, хотя существует большое количество дезинформационных патентов. По зарубежным патентам невозможно создать технику, поскольку не известно ноу-хау – грамотное составление описания изобретения в тексте патента - это способ сокрытия ноу-хау.
Еще один путь утечки технологий – промышленный шпионаж – похищение или получение технологии или ноу-хау скрытно, относительно безвозмездно и, по большей части, недоказуемо. Экономический шпионаж – является сферой тайной деятельности по сбору, анализу, хранению и использованию конфиденциальной информации, применение которой приносит значительные преимущества и материальные выгоды.
В Интернете можно найти рекомендации и пособия как по ведению бизнес разведки так и по созданию мер противодействия. Мной был составлен и опубликован перечень способов нелегального получения информации о своих конкурентах:
1. сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, заявления должностных лиц, отчетные публикации к юбилейным датам, статьи являющиеся опровержением каких-либо сведений распространенных об интересующей фирме;
2. использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм;
3. биржевые отчеты и отчеты консультантов, финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы;
4. изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения законов);
5. замаскированные опросы и "выуживание" информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах);
6. непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;
7. беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного человека на работу в свою фирму);
8. так называемые "ложные" переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии;
9. наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации;
10. подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением;
11. использование агента для получения информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента;
12. подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах;
13. перехват электронных сообщений;
14. подслушивание телефонных переговоров;
15. кражи чертежей, образцов, документации и т.п.;
16. шантаж и вымогательство.
17. копирование;
18. подделка (модификация);
19. уничтожение (порча, разрушение) и т.д.
Известна печальная статистика, говорящая, что 25 процентов служащих предприятия готовы в любое время при любых обстоятельствах предать интересы фирмы, 50 процентов готовы это сделать в зависимости от обстоятельств и лишь 25 процентов, являясь патриотами, никогда не предадут интересы фирмы. По наблюдению психологов 10 % людей никогда не воруют, ибо это не совместимо с их моралью; 10 % людей воруют при каждом удобном случае, при любых обстоятельствах; 80 % людей, как правило, честные, за исключением тех случаев, когда предоставляется случай украсть. Данные положения необходимо всегда помнить при проведении переговоров особенно по вопросам передачи технологии, поскольку дорогостоящая документация умещается на одном оптическом диске и может быть передана противоположной стороне человеком из своей же команды переговорщиков.
Конечно же, если уровень разрабатываемой и применяемой техники отстает на 10 и более лет, то такая техника не интересует промышленных шпионов. Но если создается новая техника, технология, которая будет успешно конкурировать с продаваемой на зарубежных рынках, промышленного шпиона можно ожидать и необходимо сделать все возможное, чтобы не дать ему похитить ноу-хау. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие материалы
Пути улучшения учета затрат и анализ использования грузового автотранспорта Проводимая в нашей стране экономическая реформа имеет своей целью поднять экономику до уровня современного цивилизованного общества. Опыт развитых стран показывает, что при активном содействии государства экономические реформы позволяют ...
О простом смысле экономики Сегодняшние представители экономической науки очень любят подчеркивать абсолютную неизбежность пугающей многих объемистости их теоретических трудов, используя зачастую в качестве эпиграфа для таковых следующие известные слова своего велико ...