Известны многочисленные случаи использования шпионажа против конкурентов. Так, похитив секрет антибиотика “Декламицин” у “Ледерли Лабораториз” известный промышленный шпион С.Фокс продал ноу-хау по его производству 7 фирмам только в Италии. Другой шпион псевдоним — доктор Бредли, через своих промышленных шпионов получил ноу-хау по препарату “Апролиум”, применяемому против смертельного заболевания “Курам” - “Коксидиозис”, разработанному более 200 специалистами и затратившими на его разработку 1,5 млн. долл. Им же было получено ноу-хау присадкам к автомобильным маслам, которые он успешно продал французским фирмам, получив прибыль 17.000 долл. Известны судебные иски фирм против фирм, применявших краденую технологию. Однако в своей массе подобные случаи не афишируются, поскольку судебные споры создают отрицательную рекламу производимой продукции в не зависимости от того, на чьей стороне правда.
Большое распространение получило хищение программных средств с целью их использования в своих интересах. По заявлению американских специалистов, эти хищения приняли характер эпидемии: на каждую законную копию программ, имеющую сколько-нибудь широкое распространение, существует по меньшей мере четыре копии (а, по некоторым данным, 10 и более), полученные незаконным путем.
Более того, "электронный грабеж" в последнее время приобрел организованную форму: "хаккеры" (электронные грабители) в ФРГ уже выпускают собственные журналы и книги (например, DAS HACKER HACKBUCH – с 1985 г.), в которых открыто обмениваются опытом несанкционированного проникновения в компьютерные сети.
По оценкам швейцарских экспертов, ежегодные потери, связанные с кражей информации, неправильным использованием ЭВМ и неполадками в их работе, составили в странах Западной Европы около 60 млрд. долларов. По их прогнозам, 9,8 % этого ущерба является следствием не столько прямых ограблений, сколько информационного шпионажа.
Безусловно, отечественным организациям и предприятиям необходимо принимать меры против промышленного шпионажа и предотвращать разглашение ноу-хау и его безвозмездное использование на внутреннем и внешних рынках. Однако, при контактах российских разработчиков с иностранными специалистами раскрытие зачастую происходит не специально т.к. российские изобретатель привыкли общаться в той среде, где их знания не составляют секрета и зачастую воспринимаются как излишние. Иностранцы же никогда не обсуждают вопросы, связанные с уровнем своих технологий, а тем более не общаются “по душам” в ходе переговорного процесса. Более того, в состав зарубежных делегаций всегда входит сотрудник спец. служб, владеющий, помимо прочего, составлением психологических портретов противоположной стороны, что дает преимущество в переговорном процессе. Российские ученые, в своей массе совершенно, не подготовлены к ведению переговоров. Традиция многих директоров военных предприятий брать на переговоры “мозги” - квалифицированных в своей области специалистов, но не имеющих переговорных навыков приводит к разглашению ноу-хау и отказу от заключения сделок с российской стороной.
Существующий в мире принцип ознакомления с ноу-хау 1-2 специалистов и только в части необходимой им у нас пока не соблюдается, и пока он соблюдаться не будет, Россия продолжит недополучать средства.
В большинстве технологических фирм мира, научно-техническому персоналу под страхом увольнения запрещено общение между собой, они никогда, ни при каких обстоятельствах не участвуют в переговорах, симпозиумах и т.п. мероприятиях, где велик риск раскрытия знаний. Если ведущих специалистов на фирме двое и более, они никогда не должны одновременно находиться в одном помещении, автомобиле, начало их рабочего дня так же разнесено во времени – это делается во избежание потери научного потенциала фирмы при каких-либо чрезвычайных обстоятельствах (катастрофы, покушение на жизнь и т.д.). Ярчайший пример обеспечения сохранения ноу-хау в тайне, при продаже множества лицензий, демонстрирует “Coca-Cola” - части формулы напитка должны знать только два человека, причем кто именно держится в тайне, между собой они не знакомы и проживают в разных штатах; лицензиат получает сведения необходимые для успешной коммерческой реализации напитка, а не производства.
Каждое изделие содержит несколько секретов производства. Частичное разглашение ноу-хау приводит к понижению цены контракта. Это происходит на этапах предшествующих коммерческим переговорам – когда стороне передаются ознакомительные материалы, подготовленные не надлежащим образом. В этой ситуации даже Соглашение о конфиденциальности не спасает от потерь. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие материалы
Управление пакетными видами бизнеса в концепции корпоративной стратегии Каждая из компаний, о которых рассказано ниже, в свое время сделала достаточно большие изменения в характере своей корпоративной стратегии. Причем сделала их не случайно. Эти изменения - результат тщательно продуманных стратегических разработок, кото ...
О чем говорит 'имя' зарубежной компании В названиях иностранных компаний нередко встречаются аббревиатуры, значение которых неизвестно большинству руководителей. Тем не менее, в них стоит разобраться, поскольку они содержат информацию, которая может оказаться полезной. С так ...