2. полная автоматизация промышленного производства, которая стала возможной к концу 70-х годов благодаря внедрению и широкому освоению микропроцессов и промышленных роботов. Наиболее яркими примерами полностью автоматизированных предприятий стали заводы японской фирмы Fanuc, а также сборочные предприятия автомобильных компаний Швеции и США;
3. начало активного применения к середине 80-х гг. в промышленно развитых странах управленческих информационных систем, т.е. произошло распространение процессов автоматизации и компьютеризации с уровня непосредственного создания благ на уровень управления ими. Это привело к радикальной переоценке ценностей: главным, определяющим развитие, стал нематериальный ресурс – информация;
4. начало функционирования в первой половине 90-х годов объединенных информационных систем, связавших воедино те процессы и ресурсы, которые ранее использовались разрозненно;
5. развитие современных информационных технологий и телекоммуникаций сделало реальностью подлинную глобализацию во второй половине 90-х гг.
Технологический способ производства – это исторически определенный характер соединения всех компонентов производительных сил. Каждому технологическому способу производства присуща собственная структура производительных сил. Так для постиндустриального общества главными компонентами структуры технологического способа производства выступают: интеллект человека плюс новейшие информационные технологии плюс информация.
Подобно тому, как индустриальное общество врывается в массовое сознание Запада 60-х годов мечтой о машине, комфортабельном доме и прочих благах, являющихся продукцией промышленного производства, информационное общество формирует новый имидж, новые представления об успехе, ориентирующиеся на потребление информации и продукции электронного производства. Технологическим фокусом, вокруг которого складывается вся теория, выступает средство коммуникации – телефон – спутник, интерактивное телевидение, персональный компьютер.
Сам термин “информационное общество”, с которым первоначально связываются лишь определенные технологические сдвиги в производстве, появляется в Японии еще в начале 60-х годов. И прошло немало времени, прежде чем он стал обретать контуры определенной идеологической формулы “будущего”, превратился в символ новой веры, надежд, в свидетельство возможных опасностей. В многообразии оценок и подходов, связанных с пониманием природы нового общества, можно выделить общую мысль: “информационное общество будет новым типом общества, целиком отличающимся от своего индустриального предшественника”.
Символическим актом рождения информационной эры объявляется запуск искусственного спутника Земли, ставшего технологическим катализатором в формировании подлинно глобальной коммуникационной связи – нервной системы планетарной цивилизации. Это обстоятельство играет важную роль в формировании новых представлений о характере грядущего общества, среди которых следует выделить концепцию “глобальной деревни” канадца Х. Маршала Мак-Моэна, автора коммуникационной версии философии истории, и идею коммуникационной эры американца Р. Тилда.
Обуславливая фундаментальные культурные сдвиги сменой господствующих видов коммуникаций, Мак-Моэн создал свою трехступенчатую модель всемирной истории. Первая ступень – эпоха племенного индивида – характеризуется преобладанием устной речи в качестве средства коммуникации (“человек слушающий”), непосредственным отношением к окружающей действительности, которое находит свое выражение в мифологических стереотипах сознания. Вторая ступень – эпоха типографского, или индустриального, индивида – наступает в ХУ веке после изобретения печатного станка И. Гуттенбергом и приводит к триумфу визуального мировосприятия (“человек смотрящий”), к победе печатного слова над устным, к утверждению рационалистического, опосредованного видения мира, к революционным изменениям в промышленности, к появлению крайних форм индивидуализма, к конфронтации с окружающей средой, к отчуждению.
Третья ступень – эпоха синтеза “человека слушающего” и “человека смотрящего” – наступает в условиях победы средств электронной коммуникации и способствует слиянию мифологического–непосредственного и рационалистического–опосредованного способов видения мира, соединению специального и природного начал в культуре, городского и крестьянского образа жизни в рамках всемирной цивилизации “глобальной деревни”.
Пространное толкование идеи информационной эры дается в частности, в книге Р. Тибалда “По ту сторону отчаяния…” мы проходим через период “чрезвычайно динамичных изменений и мы должны сосредоточить наше внимание на том, каким образом можно реализовать возможности новой коммуникационной эры, избежав при этом грозящих опасностей”. Непонимание специфики стремительно наступающего будущего, попытки сохранить в неизменности эталоны действия и формы организации, которые способствовали успеху еще в недалеком прошлом, сегодня, предупреждает Табалд, могут привести человечество к участи многих народов и цивилизаций прошлого, которые терпели крах именно в момент достижения высшей точки расцвета: падение Рима и Греции, Египта и Испании показывает, что эти цивилизации, демонстрировавшие свою устойчивость в течении определенного исторического периода, со временем оказывались не в состоянии приспособиться к новым условиям. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Другие материалы
Сравнительный анализ классических организационных структур управления промышленных предприятий Все мы в жизни ни раз сталкивались с таким явлением, как бюрократия. Много раз пытались с ним бороться, но безуспешно. Причина этого кроется в том, что мы плохо знаем, что это такое бюрократия и откуда она берется. А истоки этого явления м ...
Экономическое обоснование создание малого предприятия акционерного типа Любое общество не может существовать без экономических интересов. Изменение экономической ситуации в России привело к развитию рыночной экономики в нашей стране. На данный момент рыночный институт имеет тенденции к развитию, что привлекае ...