Однако в середине ХХ века в науке все более явно начали обнаруживаться процессы, свидетельствующие о переходе в новое качество. В ходе научно технической революции появляется все больше признаков начинающегося фронтального поворота науки в сторону человеческих повседневных потребностей.
Во-первых, автоматизация – медленно и противоречиво развиваясь, освобождает человека от технологического подчинения машине. В результате этого сама ориентация науки на технику теряет свой негуманный оттенок и самодовлеющее значение.
Во-вторых, современная техника и технология требует от работника не просто опыта, квалификации, умения и сноровки, а определенной системы научных знаний, высокой общеобразовательной подготовки, которая позволяет свободно ориентироваться во всем производстве, удовлетворения требований растущей профессиональной мобильности, быстроты освоения технических новшеств и научных открытий.
В-третьих, экономисты в развитых странах во второй половине ХХ века с удивлением обнаружили, что расходы на образование, традиционно считавшееся балластом для национального бюджета, не только окупаются, но и приносят обществу доходы более значительные, чем вложение в иные формы деятельности (норма эффективности от 8 до 10%, причем с тенденцией к увеличению).
В-четвертых, последние десятилетия научные знания воплощаются не только в самом производстве и человеке – работнике – специалисте, но и в управлении социально-экономическими процессами, организации труда и производства.
Мы видим, что если развитие производства в ХIХ веке осуществлялось за счет совершенствования машин и технологических процессов, то в наше время оно, помимо этого, движется вперед и за счет самого человека
Вместе с тем, в процессе радикальных сдвигов, намечаемых в обществе под влиянием компьютеризации, возникает уникальный исторический шанс – освободить творческий потенциал индивида от диктата техники, от шаблонов поведения и потребления, навязываемых массовым производством индустриального общества. В этом контексте переход от машины к компьютеру воспринимается как символический акт скачка цивилизации из царства необходимости в царство свободы. Трактуемая в терминах господства индустриальных стандартов развития, категория необходимости находит свое выражение, в частности, в представлении об “эталонном” типе личности (речь идет о таких понятиях, как экономический человек, индустриальный человек, организационный человек) и соответственно в принципах навязывания промышленной регламентации на самых различных уровнях жизнедеятельности индивида. На протяжении 50 - 70-х годов было налажено массовое производство продукции индустриальной эпохи, продукции, чье регламентированное единообразие отражало специфику промышленного базиса. Техника промышленного производства проникла во все социальные сферы – на заводы, в учреждения, в сферу коммуникаций, на транспорт, в систему здравоохранения и, наконец, в наши дома. В отличие от индустриальной технологии “подавления”, унификации технология “освобождения” информационной цивилизации призвана осуществить отличительный и индивидуальный подход по отношению к тысячам служащих предприятий”.
Информационное общество представляется результатом взаимодействия научных, технологических, экономических и культурных сил и не является продуктом одной лишь технически детерминируемой технологии. Сосредоточием радикальных сдвигов, сопровождающих вступление человечества в информационную эру, представляется культура, находящаяся под влиянием сил технологического, экономического и политического порядка, четко реагирующая на современные беспрецедентные возможности распространения информации, различных взглядов и систем ценностей, усиления взаимовлияния и переплетения, отличающихся друг от друга традиций, стилей жизни, мировоззрений. В этом растущем взаимодействии материальных и духовных начал, смешении языков, сближения художественного восприятия мира информационная цивилизация принимает облик новой обетованной земли, объединяющей народы, помогающей найти им общий язык, вернуть человечеству утраченное легендарное единство. “Мир стоит на пороге новой эпохи синтеза. Во всех интеллектуальных сферах, начиная с точных и естественных дисциплин и вплоть до социологии, психологии и экономических наук, мы, видимо, переживаем возвращение к категориям высшего порядка и к общей теории. Из отдельных частиц мы снова создаем целое” - А. Тофлер.
Информационная экономика – это такой тип хозяйства, где в отличие от всех предыдущих главным производительным ресурсом является нечто нематериальное – информация, производством, обработкой и распространением которой занимается подавляющее большинство активной рабочей силы. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Другие материалы
Гарантийные механизмы и инвестиционный процесс Для страхования коммерческих рисков участники инвестиционного процесса создают собственные фонды или прибегают к услугам страховых компаний. Защита же от некоммерческих рисков, носящих массовый, «фоновый» характер и вызванных особенностями ...
Нормируемые командировочные расходы Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ): «Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Слу ...