Сам термин информация (от лат. informato — разъяснение, изложение), первоначально обозначал сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом. Со временем под этим стал подразумеваться также сам процесс передачи или получения этих сведений. В настоящее время в русском языке “информация” не имеет глагольной формы, как в английском языке.
Информация всегда играла в жизни человечества важную роль. Однако в середине 20 века в результате социального прогресса и бурного развития науки и техники роль информации неизмеримо возросла. Кроме того, происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной информации, получившее название информационного взрыва.
В связи с этим возникла потребность в научном подходе к информации, выявлении её наиболее характерных свойств, что привело к двум принципиальным изменениям в трактовке понятия. Во-первых, оно было расширено и включило обмен сведениями не только между человеком и человеком, но также между человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире. Передачу признаков от клетки к клетке и от организма к организму также стали рассматривать как передачу информации (возникли такие понятия как генетическая информация, биологическая кибернетика). Во-вторых, была предложена количественная мера информации (работы К. Шеннона, А. Н. Колмогорова и др.), что привело к созданию теории информации.
Общий, подход к понятию информации, а также появление точной количеств, меры информации, пробудили огромный интерес ее изучению. С начала 1950-х гг. предпринимаются попытки использовать понятие информации (не имеющее единого определения до настоящего времени) для объяснения и описания самых разнообразных явлений и процессов.
В конце 20-го века с развитием сети Интернет и языком гипертекстовой разметки документов html, возник мало еще изученный феномен перехода от линейно представленной информации к нелинейно представленной. Пока еще применяются методы линейного структурирования текстовой информации, но в последующем произойдет переход к циклично структурированным (круговым разветвляющимся диаграммам, таблицам и т.д.) и кристаллическим структурам представления информации, имеющим большую наглядность и позволяющим строить значительное число логических цепочек.
В настоящее время наибольшее распространение получило понимание информации, применяемое в количественной теории информации и выдвинутое в 1960 году А. А. Харкевичем, постулирующее, что ценность информации определяется как приращение вероятности достижения данной цели в результате использования данной информации.
Научная информация отображает адекватно современному состоянию науки объективные закономерности природы, общества и мышления и используется в общественно-исторической практике. Поскольку основу процесса познания составляет общественная практика, источником научной информации служат не только научные исследования, но и все виды активной деятельности людей по преобразованию природы и общества. Научная информация делится на виды по областям её получения и использования (биологическая, политическая, техническая, химическая, экономическая и т. п.), по назначению (массовая и специальная и т. п.). Гипотезы и теории, оказывающиеся впоследствии ошибочными, являются научной информацией в течение всего времени, пока ведутся систематическое изучение и проверка на практике их положений. Критерий использования в общественно- -исторической практике позволяет отличать научную информацию от общеизвестных или устаревших истин, идей научной фантастики и т. д.
Совокупность процессов представления, передачи и получения научной ин формации составляет научную коммуникацию. Во всех без исключения процессах научной коммуникации непременно участвуют учёные или специалисты. Степень их участия может быть различной и зависит от специфики процесса. Различают неформальные и формальные процессы. К неформальным относят те процессы, которые в основном выполняются самими учёными или специалистами: непосредственный диалог между ними о проводимых исследованиях или разработках, посещение лаборатории своих коллег и научно-технических выставок, выступление перед аудиторией, обмен письмами и публикациями, подготовка результатов исследований или разработок к опубликованию. К формальным относят: редакционно-издательские и полиграфические процессы; распространение научных публикаций, включая книготорговлю, библиотечно-библиографическую деятельность; процессы обмена научной литературой; архивное дело; собственно научно-исследовательская деятельность. Все формальные процессы, кроме последнего, не специфичны для научной коммуникации и входят в сферу массовой коммуникации, основным средствами которой являются печать, радио, телевидение, электронные системы. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие материалы
Нормируемые командировочные расходы Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ): «Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Слу ...
Экономическое чудо Японии Мы живем в такое время, когда недостаточно одного лишь знакомства с зарубежными народами, когда требуется не просто знание, а понимание друг друга. Чтобы познать зарубежную страну, важно прежде всего преодолеть привычку "мерить ...