Себестоимость представляет собой денежное выражение затрат предприятия на производство транспортной продукции.
Главным экономическим показателем любого предприятия является прибыль. Так как прибыль находится в прямой зависимости от себестоимости перевозок, одной из важнейших задач работников транспорта является снижение себестоимости автоуслуг.
Величина себестоимости зависит от уровня производительности труда в автохозяйстве, степени и эффективности использования подвижного состава, рациональности использования материальных ресурсов, организации транспортного процесса и его обслуживания.
При определении себестоимости продукции на автомобильном транспорте практикуется условное деление затрат на переменные и постоянные. К переменным расходам относят те, которые зависят от изменения общего пробега автомобилей. Это затраты на топливо, смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, амортизационные отчисления по подвижному составу и др. В переменные расходы условно включают некоторые виды расходов, не зависящие от пробега автомобилей, например внутригаражный расход топлива, ежедневное обслуживание, обтирочные материалы, часть расходов по ремонту автомобилей (например, расходы на окраску)
К постоянным расходам относят те, которые не зависят от общего пробега автомобилей. Они планируются на 1 автомобиле-день работы. Это накладные расходы и заработная плата водителей. Заработная плата водителей грузовых автомобилей при сдельной системе оплаты труда включается в постоянные расходы условно, так как ее величина зависит от расстояния перевозок грузов и, следовательно, от пробега автомобилей
Фактическая себестоимость определяется в конце года. Для этого подсчитывают общую сумму фактических затрат, учтенных по дебету счета 20 «Основное производство», за вычетом стоимости отработанного масла и других возвратных материалов и делят ее на количество тонно-километров, выполненных автопарком. После составления расчета себестоимости услуг автотранспорта и определения фактической себестоимости тонно-километра плановая себестоимость перевозок, по которой учитывались выполненные работы в течение годы на счетах затрат, доводятся до фактической путем дополнительной записи и сторно (при экономии).
На УАТДП БПС фактическую себестоимость определяют путем деления общей суммы фактических затрат, учтенных по дебету счета 20 «Основное производство» на количество тонно-километров выполненных грузовых работ, т.е. на грузооборот.
Таблица 4.8
Динамика и структура затрат на грузовые перевозки
Статьи затрат | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 1999 г в % к 1997 | |||
Тыс.руб. | В % к итогу | Тыс.руб. | В % к итогу | Тыс.руб. | В % к итогу | ||
Заработная плата водителей с отчислениями на соц. нужды | 534,6 | 29,1 | 292,1 | 23,7 | 333,3 | 21,9 | 62 |
Автомобильное топливо | 480,4 | 26,2 | 267,6 | 21,7 | 300 | 19,8 | 62,4 |
Смазочные и прочие эксплуатационные материалы | 50,6 | 2,8 | 44,9 | 3,6 | 4,6 | 0,3 | 9,0 |
Износ и ремонт автомобильной резины | 90,8 | 4,9 | 51,2 | 4,2 | 29 | 1,9 | 31,9 |
ТО и эксплуатационный ремонт автомобилей | 202,5 | 11,0 | 97,2 | 7,9 | 130 | 8,6 | 64,2 |
Амортизация | 277,4 | 15,1 | 173,4 | 14,0 | 65 | 4,2 | 23,4 |
Общехозяйственные расходы | 200,6 | 10,9 | 304,5 | 24,7 | 657 | 43,3 | 327,5 |
Итого | 1836,9 | 100 | 1230,9 | 100 | 1518,9 | 100 | 82,7 |
Себестоимость 10 т/км | 11,2 | * | 20,9 | * | 23,5 | 210 |
Другие материалы
Инновационная политика в Томской области Как всякая политика, региональная инновационная политика есть «искусство возможного». Она определяется как региональными, так и общеэкономическими условиями, политическими и законодательными ограничениями для продвижения инноваций в регион ...
Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века Особое внимание, которое привлекает к себе история России первых десятилетий ХХ века, вполне оправдано: это был драматический период, ставший поворотным пунктом в истории отечества, в судьбах отдельных людей, поколений, народа. Ис ...