В понятие “технология” включаются знания и опыт не только научно – технического и производственного характера, но и организационно – управленческого и коммерческого. Понятие “технология” охватывает такие знания, независимо от того, в какой форме они выражены. К ним относятся, например, результаты интеллектуальной деятельности в области науки и производства, которые попадают под понятие “промышленная и интеллектуальная собственность”, т.е. на которые выданы охранные документы (патенты, авторские свидетельства и т.д.), а также знания и опыт, не имеющие правовой охраны и объединяемые понятием “ноу-хау”.
В общепринятом же понимании технология как метод создания продукции включает в себя три основных элемента – информацию о методе, понимание принципов реализации этого метода, средства для его использования в производстве. Различают также три вида технологических возможностей – осуществление нововведений, производства и инвестиций.
Поскольку все главные технические достижения неразрывно связаны с наукой, произошло перетекание терминов и понятий из научной области в производственную сферу и наоборот. В равной мере производство в своей совокупности приближается к науке, становится опредмеченой наукой. Возникновение системы “наука-техника-производство” способствует тому, что технология материального производства начинает развиваться как следствие постоянно возрастающего потока научных знаний, идей, как реализация их на практике. Это вызывает процесс смены одних технических средств другими, более новыми и совершенными. Вместе с тем основные потребности общества и конкретные условия производства стали важнейшей отправной и импульсом для развития науки. Во второй половине 20 века резко усилились процессы обобществления науки, связанные с ее количественным расширением, тенденции индустриализации и интенсификации научного труда, взаимопроникновение и соединение различных областей науки, роль и значение фундаментальных наук в механизме ускорения научно-технического прогресса.
Процесс применения научных знаний в производстве в советское время носил название “внедрение”. В настоящий момент для обозначения этого процесса применяется термин “трансфер”, заимствованный из международной практики и означающий дословно “перенос, передача”. Однако советскому термину “внедрение” в мировой практике соответствует термин “использование, применение” - английское use. Иногда термин “применение” используется и в российской литературе. Таким образом, во избежание путаницы необходимо обращать внимание на контекст, в котором употребляются данные термины. Также в отношении технологии употребляется понятия “научная информация”, “знания”, “научные результаты” и т.д. Данное многообразие вызвано тем, что каждая сфера науки выработала свой собственный подход к определению наименования своих результатов.
Так, в экономике понятие “информация” равнозначно понятию “наука” в случае если речь идет о производственных ресурсах. Как и прочие производственные ресурсы, научная информация является товаром. При этом имеется ряд существенных отличий информации от традиционных видов ресурсов, которые делаю ее наиболее выгодным товаром. Уникальная особенность состоит в том, что информация при продаже, передаче, обмене не отбирается у владельца, а дублируется. Это значит, что можно продать сколько угодно копий одной и той же информации, вложив труд в ее производство только один раз. Далее, обмен и движение информации происходит значительно быстрее, чем любых “материальных” товаров, что позволяет чрезвычайно быстро делать деньги на информационном рынке. Еще одно отличие в том, что информация не теряет своего качества и не обесценивается в процессе потребления, в том числе и многократного. С другой стороны, информация быстро устаревает, обесценивается в результате научно-технического прогресса. Поэтому по отношению к информации совершенно не приемлема тактика “скупого рыцаря”. Выгоду получает не тот, кто владеет информацией, а тот, кто обменивается. Мир постепенно разделяется на страны – конструкторские бюро и страны – цеха.
Товаром становится не вся научно-техническая информация. Особое место занимают фундаментальные исследования, которые, как правил. Настолько опережают развитие производительных сил, что их непосредственное использование в производстве невозможно. Владение фундаментальными знаниями не дает никакой экономической выгоды. Однако, согласно выработавшемуся за последние столетие моральному кодексу научного сообщества, фундаментальные знания должны быть достоянием всего человечества. Международное сотрудничество в области фундаментальных исследований возможно только при условии активного и свободного обмена всеми полученными результатами. Только в этом случае удается избежать ненужного дублирования, координировать ресурсы, вести многоплановые исследования. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Другие материалы
Эффективность организации и управления нетрадиционными источниками энергии в экономике РК Устойчивое развитие экономики Казахстана и ее успешное функционирование во многом зависят от уровня ее управления. В настоящее время важнейшей проблемой, от решения которой зависит экономическое положение и успех страны, является форм ...
Стратегия дифференциации чем измеряется успех Существует три важнейшие группы проблем, с которыми приходится сталкиваться любому лидеру, взявшему на себя ответственность за выбор пути достижения успеха в бизнесе. Прежде всего это видение будущего и той позиции, которую компания должна занять, пр ...