Поскольку в основу общего определения информации положены два ее признака. Во-первых, информация связана с разнообразием, во-вторых, с отражением. В соответствии с этим ее можно определить в самом общем случае как отраженное разнообразие или как разнообразностный компонент отражения. Информация – это разнообразие, которое один объект содержит о другом объекте (в процессе их взаимодействия). В частном случае это может быть и разнообразие, которое является результатом отражения самого себя, то есть самоотражения. На основе приведенного определения можно сделать вывод, что информация есть всеобщее свойство материи. Ведь и разнообразие, и отражение – атрибуты материи. Следовательно, движение – изменение информации - неразрывно связано с изменениями материального мира и является непреодолимым фактором любой системы. Международное движение информации имеет в своей основе необходимость и результатом - новые знания.
В то же время, роль контролирующих структур при передаче знаний будет снижаться в результате конфликт между объемом информации и средствами для обработки информации требующими для своего создания новых знаний. Контроль будет успевать реагировать не на движение, а на применение информации. Следовательно, международное движение информации - самоорганизующийся процесс, действующий по закону спроса и предложения. В этой части основные усилия по защите интеллектуального капитала будут переноситься на разработчиков и владельцев информации, а не на государственные контролирующие структуры.
Вмешательство в процесс передачи технологий зачастую приводит к потерям, многократно превосходящим планируемые первоначально прибыли. Если государство или фирма интересуется приобретением технологий – это свидетельствует об уровне знаний, при котором данная технологи может быть разработана самостоятельно, но с большими затратами. В действительности при передаче какой-либо технологии необходимо учитывать стратегические, долгосрочные варианты развития ситуации, поскольку после акта передачи связи между партнерами не прерываются, как при торговле товарами, а наоборот количество контактов может возрасти в связи с вопросами применения и усовершенствования данной технологии.
Обмен и торговля изобретениями существовали практически всегда, но только начиная с 20-го века, торговля технологиями приобрела самостоятельное значение, сперва в форме патентования, а затем в форме лицензирования, т.е. передачи права нового производства под контролем первоначального владельца, таким образом, прибыль от реализации изобретения различными формами может расходиться в сотни раз.
Объем мирового рынка изобретений обусловлен небывалым ростом числа как зарегистрированных изобретений (патенты), так и не учтенных (ноу-хау). В царской России за 100 лет, предшествовавших 1917 году, было защищено 36000 изобретений, при этом свыше 80% привилегий на изобретения получили иностранцы. За 50 лет советской власти в Государственный реестр СССР было внесено свыше 200000 изобретений, что в пересчете на 1 год в 10 раз больше, чем в дореволюционной России.
Примерно каждая третья заявка в мире, поданная в 70-х годах 20 века приходилась на советского изобретателя. В 80-х годах половина за США, в 90-е годы почти 80% мировых заявок регистрируется в США. Объем заявок в мире ежегодно увеличивается, и в 1997 году достиг 300 тысяч штук за год (без России). Такой невиданный подъем творческой активности напрямую связан с социально-экономическими условиями, определенными уровнем техники, который в свою очередь возрастает тем быстрее, чем активнее изобретательская и экономическая мысль.
Ситуация в России по данным заслуженного изобретателя России В.И.Дикарева следующая: “По количеству инженеров наша страна занимает ведущее место в мире, однако, по количеству изобретений за нами только шестая позиция. В 1992 году на 300 инженеров у нас приходилось всего одно изобретение…на 82 ученых (докторов) – одно изобретение. В настоящее время эта цифра значительно увеличилась. Иностранные же фирмы, если инженер не изобретает, то ни переводят его на техническую должность или увольняют.” Умение правильно ставить и решать проблемы – чрезвычайно ценное качество исследователя. С полным основанием можно сказать, что, кто в науке не умеет правильно ставить проблемы, тот еще не исследователь. Это нужно учитывать при первоначальном применении знаний. Надо уметь не только усваивать знания, но видеть проблемы, ставить и решать их. Как говорил А.И.Герцен, задача университетов – возбудить вопросы, научить спрашивать. Без постановки проблем немыслим целенаправленный, т.е. научный поиск. Без учета этого момента разорился не один десяток венчурных фирм. Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9
Другие материалы
О простом смысле экономики Сегодняшние представители экономической науки очень любят подчеркивать абсолютную неизбежность пугающей многих объемистости их теоретических трудов, используя зачастую в качестве эпиграфа для таковых следующие известные слова своего велико ...
Экономический анализ хозяйственной деятельности ОАО “Калининград” Развитие масштабного характера индустрии туристических услуг спровоцировало появление концепции эффективности организации ГТК. Эффективность организации гостинично-туристического комплекса (ГТК) в общем виде определяю как отношение ...