Цикличность развития экономики

Деньги в нашей жизни

Экономики без сырья не бывает

Оценивая значение минерально-сырьевого комплекса, экономисты высказывают две диаметрально противоположные точки зрения. Одни утверждают, что сырье -источник устойчивого развития экономики любой страны, основа и будущее мировой цивилизации, что благосостояние стран определяется богатством их недр, а развитая горнодобывающая промышленность - удел могучих держав -США, Канады, Австралии. Другие авторы, напротив, наблюдают заметное сокращение горнодобывающей деятельности в развитых странах, вытеснение ее в страны менее развитые, и рассматривают горную промышленность как часть низшего, первичного сектора, доля которого в ВВП имеет тенденцию к уменьшению. Ярким примером этого служат Япония, Южная Корея, Новая Зеландия и другие страны, которые практически лишены месторождений, но занимают довольно заметное место в ряду развитых стран.

До революции Россия ввозила многие виды сырья: уголь из Великобритании, фосфориты из Марокко, калийные соли из Германии, стройматериалы из Швеции. Великой минерально-сырьевой державой она стала только в годы советской власти. Ныне все чаще ученые говорят о том, что именно богатые природные ресурсы России сыграли с ней плохую шутку: задержалось техническое развитие, ибо не было мотивации заботиться о рациональном использовании сырья.

А как же США, Китай, Канада, Австралия, Бразилия, богатые всеми видами минерального сырья, мотивируют у себя научный и технический прогресс? Почему у них сырье не тормоз, а локомотив экономики? Обречена ли Россия на сырьевую специализацию? Сможет ли она стать магнитом для западных и своих разбегающихся за пределы страны капиталов?

На мой взгляд, тезис о том, что экономика может обойтись без сырья, - ненаучный. Государства, почти не имеющие собственных ресурсов, приобретают их в других странах. Кстати, не случайно Корея и Япония занимают ведущие места в мире по изготовлению транспортных судов. Ведь очень выгодно - покупать дешевое сырье, а продавать дорогую готовую продукцию. В автомобиле, например, стоимость сырья составляет всего лишь 10%. Представьте себе, какую бы прибыль могла иметь Россия, если бы сама перерабатывала свои ресурсы!

Другие материалы

Классические модели стратегического анализа и планирования модель HOFERSCHENDEL Хофеp впеpвые пpедставил эту модель в своей pаботе Conceptual Construct for Formulating Corporate and Business Strategies (“Концептуальные идеи для фоpмулиpования коpпоpативной и бизнес-стpатегий”). Позднее он включил ее в pаботу, написан ...

О лизинге на вторичном рынке авиатехники Авиация местных воздушных линий в Сибири, являясь одним из важнейших видов транспорта, в настоящее время переживает большие трудности. Сейчас летает лишь 12-15% имеющегося парка вертолетов и самолетов, остальная техника стоит на земле с вы ...