Авиация местных воздушных линий в Сибири, являясь одним из важнейших видов транспорта, в настоящее время переживает большие трудности. Сейчас летает лишь 12-15% имеющегося парка вертолетов и самолетов, остальная техника стоит на земле с выработанным ресурсом и, если не будут приняты экстренные меры, уже не сможет взлететь никогда. Вместе с тем в регионах катастрофически не хватает санитарной, сельскохозяйственной, транспортной авиации, авиации для тушения лесных пожаров, и нет средств для покупки новой техники.
В сложившейся экономической ситуации мы предлагаем максимально использовать возможности вторичного рынка вертолетов и самолетов в сочетании с технологиями лизинга путем создания крупной Сибирской лизинговой компании, базирующейся на авиатехнике вторичного рынка.
Экономика вторичного рынка может быть охарактеризована следующими цифрами.
Остаточная стоимость вертолета МИ-8Т без ресурса составляет 350-450 тыс. руб. Для восстановления его летной годности требуется 6,5-7,5 млн руб., таким образом, стоимость вертолета с восстановленным ресурсом составляет 6,85 - 7,95 млн руб. Новый вертолет стоит 87-100 млн руб., т. е. в 12 раз дороже. Соответственно стоимость ресурсного часа (сухого лизинга) б/у вертолета в 12 раз дешевле, чем у нового. Это дает возможность авиапредприятиям, берущим в лизинг такие вертолеты, работать с прибылью.
Механизм лизинга позволяет авиапредприятиям, не вкладывая единовременно очень больших средств, частями платить за полученную в лизинг технику в процессе ее эксплуатации, т. е. из уже полученного дохода. А значит избежать омертвления значительных средств на весь срок выработки ресурса (2,5-3 года) и спасти их от инфляции.
В экономическую основу создаваемой Сибирской авиализинговой компании положен следующий критерий: величина парка машин должна быть такой, чтобы сумма ежемесячного лизингового платежа была достаточна для восстановления летной годности одной единицы авиатехники. Это условие позволит обеспечить режим реинвестирования внутри лизинговой компании, т. е. обновление основных фондов за счет консолидированных амортизационных отчислений в условиях неконтролируемой инфляции.
Расчеты, проведенные для базовой модели вертолета МИ-8, показывают, что создаваемая лизинговая компания должна иметь не менее 35 машин. Это позволит в условиях инфляции полностью использовать амортизационные отчисления, ставить на крыло 2-3 машины в месяц и за три года довести парк до 80-90 машин без привлечения дополнительных инвестиций. Этот парк, выполняя народнохозяйственные задачи, будет являться серьезным резервом для МЧС в Сибирском регионе.
Вертолетная программа - это лишь первый этап создания Сибирской авиализинговой компании, так как эта программа полностью обеспечена имеющимися в регионе техническими ресурсами и производственными мощностями. Это 250-300 вертолетов, выработавших ресурс, и незагруженные мощности в первую очередь Новосибирского 401-го завода Гражданской авиации (ГА) (ОАО НАРЗ), Красноярского (67-го завода ГА) и Омского авиаремонтного завода.
В проекте уже действует Омское НПО «Полет», осуществляющее модернизацию самолетов АН-2 и выпуск совместно с Моторостроительным заводом им. Баранова самолетов АН-3. Далее планируется восстановление летной годности сохранивших календарные сроки самолетов АН-24, АН-30, АН-32 и передача их в лизинг. Конечная задача - переход на лизинговые операции с новой авиационной техникой, начиная с самолета типа АН-38 НАПО им. В. П. Чкалова.
Проект возрождения хозяйственной и местной авиации Сибири через лизинговую компанию «Авиаинвестресурс» является социальной программой. Ее реализация возможна только при государственной поддержке.
На этапе создания компании эта поддержка может быть обеспечена путем решения вопроса о передаче из государственных ведомств и авиакомпаний выработавшей ресурс авиатехники и помощью в получении инвестиционного кредита (бюджетной ссуды) в сумме 10-12 млн дол. США сроком на три года под залог объектов лизинга.
Другие материалы
Цели развития организации через призму управленческих теорий • Невозможно анализировать развитие той или иной организации не принимая во внимание институциональные составляющие и механизмы, которые соединяют организации между собой • Организации не просто играют роль пассивного созерцателя внешни ...
Состав бухгалтерской отчетности. Пояснительная записка Включение в состав бухгалтерской отчетности пояснительной записки является обязательным для всех организаций, за исключением бюджетных, а также общественных организаций и объединений, включая их структурные подразделения, не осуществляющих ...