Рынок услуг — определенная совокупность экономических отношений по поводу оказания, потребления и купли-продажи услуг. Услуга — это особенная потребительная стоимость, удовлетворяющая определенные потребности людей. Особенностью услуг как специфических товаров является то, что их полезность воплощена не в вещах, а в деятельности, поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, и оказания, их невозможно накапливать, транспортировать и т. д.
Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхования, туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги и т. д.) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультативные и инженерно-строительные, рекреационные, рекламные, информационные и др.) услуги. Кроме того, разграничивают материальные (транспорт, торговля и др.) и нематериальные (образование, здравоохранение и др.) услуги. В развитых странах мира в сфере услуг занято примерно 70 % трудоспособного населения. Это свидетельствует о существовании развитого рынка услуг, которые создаются как в сфере материального производства (общественное питание, торговля, быт и др.), так и в сфере нематериального производства (образование, здравоохранение, искусство, культура и др.).
В странах социально ориентированной экономики человек превращается в основной элемент национального богатства, а воспроизводство его физических возможностей, интеллектуальных, организаторских способностей, основных качеств работника, предпринимателя и собственника становится одной из приоритетных задач развития общества. Это значит, что отношения по поводу воспроизводства экономически деятельного объекта нового типа выходят на передний план. Соответственно рынок услуг превращается в доминирующий тип рынка.
Валютный рынок — это важная сфера экономических отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов) в иностранной валюте. Существует два вида операций: спот — немедленная поставка валюты и форвард — поставка валюты черед определенное время, как правило, через месяц по согласованному в момент договоренности курсу. В некоторых странах наряду с официальным валютным рынком существует параллельный, на котором курсы валют отклоняются от официальных курсов. Есть также «теневые» валютные рынки, где валютный курс определяется в зависимости от спроса и предложения валют.
Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации и ее купли-продажи конечному потребителю. Он тесно связан с развертыванием НТР, в частности, ее второго этапа, когда сформировался новый элемент производительных сил — информация. От качества, объема и современности информации зависит правильность принятого решения. Адресная информация — редкое благо, для получения которого нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых — сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату. Важный элемент рынка информации — информация о конкурентах. Сбор, обработку и передачу такой информации в отдельных странах Запада называют информационно-статистической базой повышения конкурентоспособности. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие материалы
Учет курсовых разниц по валютным кредитам и займам Глава 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) регулирует операции по кредитным обязательствам. Одна из форм кредитования - заем. Правовые аспекты заключения договора займа, отражают основные признаки других форм кред ...
Списание основных средств в связи с их полным износом В соответствии с пунктом 77 Методических указаний №91н, для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом ру ...