Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям.
По экономическому назначению рынка:
рынки благ и услуг;
рынки средств производства;
рынки научно-технических разработок;
рынки ценных бумаг;
рынки рабочей силы, жилья и т.д.
По товарным группам:
рынки товаров производственного назначения;
рынки товаров народного потребления;
рынки продовольственных товаров;
рынки факторов производства.
По пространственному признаку:
внутрирегиональные;
республиканские;
межреспубликанские;
международные.
По степени ограничения конкуренции:
монопольные;
олигапольные;
свободные;
смешанные;
межотраслевые рынки.
По характеру продаж:
рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
рынки госзакупок сельскохозяйственных продуктов.
По соблюдению законности:
легальные, официальные;
нелегальные, «теневые», «черные» рынки.
Структура рынка — это совокупность отдельных локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также — национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.
Различают рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности, финансовых ресурсов и др. Большинство из них может функционировать в виде локальных рынков. В свою очередь рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный; рынок интеллектуальной собственности — на рынок патентов, лицензий, ноу-хау, программ математического обеспечения и др.; финансовый — на рынки инвестиций (долгосрочных кредитов), денег (краткосрочных кредитов), валюты, ценных бумаг, золота.
В зависимости от степени монополизации различают монополизированный и олигополистический рынки. На монополизированном рынке один-два производителя (продавца) могут сосредоточить в своих руках всю массу изготовленной продукции, всю совокупность определенного вида товаров и диктовать цены на рынке. На немонополизированном рынке существует много продавцов, каждый из которых в отдельности не в состоянии влиять на процесс ценообразования. На олигополистическом рынке несколько продавцов определенных товаров или услуг могут договориться между собой (письменно или устно) о разделе сегментов рынков сбыта и влиянии на уровень цен, то есть осуществлять групповую монополию.
Общей чертой монополизированного и регулируемого рынков является их высокоорганизованность. Отличие данных типов рынков состоит в том, что первый охватывает полностью, монополизированный сектор экономики и лишь частично — немонополизированный, а регулируемый — всю экономику в единстве всех ее секторов, включая государственный, хотя каждый из них — в неодинаковой степени. Наконец, целью регулирования монополизированного рынка является присвоение монопольно высоких прибылей, а целью государственного регулирования — стабилизация экономической системы, согласование частных, коллективных и общественных интересов, решение общенациональных проблем, а также содействие процессу накопления капитала. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие материалы
Управление холдингом в направлении от масштабности к эффективности В настоящее время в связи с повышением конкурентности многих российских рынков для торгово-промышленных холдингов остро встает вопрос эффективного управления деятельностью входящих в него предприятий. На основе нашего опыта можно сказать, ...
Финансовые анализ предприятия на примере ОАО «Транснефть В современных условиях нормальное функционирование предприятия независимо от формы собственности требует от руководства тщательного, системно-комплексного подхода к анализу финансового состояния, а для грамотного управления финансами пред ...