Анализ опыта процесса внедрения маркетинга на предприятиях показал, к сожалению, что между знаниями отдела маркетинга, его оснащением, готовностью к работе и потребностью существует часто непреодолимый разрыв.
Крайний дефицит достоверной рыночной информации ведет к крайне высокой неопределенности при принятии управленческих решений, а первичная информация не собирается и не систематизируется. Первая возникающая задача – сбор информации в нужном виде и объеме.
Для информационного обеспечения работы отдела маркетинга необходимо:
Обеспечить сбор информации, источником которой является завод: цены, количество проданного товара с разбивкой по условиям оплаты и по каналам распределения (регион, опт/розница).
Внутренняя информация предприятия не является прямым отображением рыночных тенденций. Например, возможна ситуация, когда при общем сокращении емкости рынка у конкретного предприятия наблюдается рост продаж. И наоборот, при сезонном всплеске потребления (допустим, мороженого) на предприятии не только не растут продажи, но и сокращаются, т.к. на нем пассивный сбыт, а у конкурентов активный маркетинг.
Но внутренняя информация помимо своей достоверности и доступности является результатом деятельности и рыночного положения предприятия и по тому представляет наибольшую ценность для контроля и оценки. По сути, нам мало важно, что творится на рынке (исследования рынка необходимы для анализа возможностей и потребностей рынка и создания конкурентных преимуществ, но все это делается для увеличения прибыли компании, а не как самоцель). Лишь бы наша прибыль была максимальной. Если руководствоваться принципом достижения лучших показателей, не взирая на конъюнктурные ухудшения, то это оптимальный способ оценки результата, а не поиска оправданий.
Для достоверного и своевременного сбора внутренней информации регламентировать отношения с другими подразделениями и уточнить перечень необходимых данных и форму их представления. В случае необходимости – изменить или разработать соответствующий документооборот в подразделениях (руководителями подразделений, с учетом рекомендаций отдела маркетинга). Отладить получение оперативной конъюнктурной информации от торговых представителей.
Отделу маркетинга распределить функции между сотрудниками:
изучение конъюнктуры рынка, планирование ассортимента и ценовой политики;
реклама, выставки и паблик рилейшнз, сбор внутренней информации;
распределение товаров, поиск потребителей и создание дилерской сети, улучшение сервиса.
Ежемесячно вести мониторинг отпускных цен конкурентов и цен в розничной сети.
Собирать информацию и вносить предложения по новым видам продуктов и обслуживания.
Разработать эффективную рекламную кампанию
Предложить PR – акции для формирования выгодного имиджа предприятия в глазах общественности, потребителей, партнеров и органов власти.
Написать план проведения первоочередных и необходимых в текущем году маркетинговых исследований.
Прогнозировать объемы сбыта в краткосрочном и среднесрочном периодах.
Постоянно разрабатывать программу по стимулированию сбыта.
На основе анализа и прогнозов давать рекомендации отделу продаж по увеличению объема сбыта, повышению качества обслуживания и оперативно информировать об изменениях рыночных тенденций.
Давать рекомендации руководству по перспективам развития предприятия, информировать об угрозах и возможностях со стороны рынка. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие материалы
Препятствие на пути прямых инвестиций антимонопольное законодательство или несовершенство налоговой системы Иностранные инвестиции стали поступать в российскую экономику со второй половины 80-х годов. На протяжении всего периода иностранные инвестиции поступали в Россию неравномерно, их поток то ослабевал, то вновь усиливался. Хотя международные ...
Эффективность управления предприятием на примере АО Астек Одно из самых важных направлений программы реформ, проводимых в нашей стране, является перестройка систем управления предприятиями. Особое значение эта проблема имеет на уровне тех предприятий, положение которых в рыночной экономик ...