Но все таки нужно заметить, что за рубежом число занятых в сфере частного предпринимательства достигает 70-80 процентов, тем самым, решая вопросы занятости. Удельный вес малого бизнеса в общей численности занятого населения по странам представлен в Приложении 8.
Как следует из приведенных данных, в высокоразвитых государствах доля занятых в малом бизнесе населения очень высока и составляет от 53 до 80%. Эта доля значительна в государствах, где малый бизнес имел ведущие позиции: в Грузии, Эстонии и в бывших социолистических государствах Центральной и Восточной Европы. В России, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане она низка и находится в пределах от 2 до 10%.
У нас же в республике это число мало вследствие того, что в своем развитии казахстанский малый бизнес и предпринимательство постоянно сталкивается с весьма сложными проблемами. В качестве основных проблем выступают:
-несовершенство правовых основ;
-высокий уровень налогообложения;
-ограниченные возможности для финансирования инвестиций;
-узкий круг источников финансирования;
-неинформированность и неквалифицированность граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;
-несовершенство банковской и кредитной системы для малого и среднего бизнеса.
В странах с развивающейся экономикой система малого и среднего бизнеса и предпринимательства нормально функционирует только тогда, когда оно получает поддержку со стороны государства в виде дифференцированных налоговых льгот на период экономической стабилизации. В Казахстане на данном этапе его развития в целях развития малого бизнеса и предпринимательства такая мера архинеобходима. Решив эти проблемы, государствi решит вопросы занятости и безработицы. И число занятых в малом бизнесе по прогнозу достигнет 164 тыс. Человек (12% от трудоспособного населения) к 2000 году.
Если проанализируем диаграмму производства продукции предприятиями малого бизнеса (Приложение 9), то мы заметим, что если в период с 1990 по 1995 годы прирост продукции был мал, то в 1996-1998 годах он резко подскочил: на 1083% в 1996 году, на 1415,3% в 1997 году, на 1585,3 в 1998 году (по сравнению с 1995 годом). Это объясняется активизацией деятельности населения, а также поддержкой государства.
При рассмотрении структуры производства продукции предприятиями малого бизнеса мы можем заметить, что если в период с 1993 по 1995 годы большое значение имели отрасли промышленности, торговли и общепита, то в 1996-1997 годах резко возросли доли торговли и общепита, а также других непроизводственных отраслей в сфере экономики. В 1997 году их доля составила 4137 млн. тенге и 5281 млн. тенге соответственно, а в 1998 году 4397 млн. тенге и 5701 млн. тенге (т.е. прирост составил 6,3% и 8,0% соответственно). Производство же промышленных товаров предприятиями малого и среднего бизнеса увеличивается, но совсем медленными темпами: 0,8-1,2% в год. Это объясняется тем, что производство является менее эффективным и затратным по сравнению с непроизводственной сферой. Кроме того, торговля и общепит приносят быстрые доходы и являются менее "проблематичными". Однако, если хотим поднять экономику и занять людей, то мы должны сделать упор на развитие малого предпринимательства в сфере производства, т.к. производство всегда являлось основой экономики люaой страны. При этом конечно не должны забывать о развитии сферы услуг и туризма в области малого и среднего бизнеса.
Одна из самых важных проблем в развитии малого и среднего предпринимательства - это переориентация их с преимущественно торгово-посреднической деятельности на производство наиболее насущных товаров и услуг. Она волнует многих, и видится два пути ее решения.
Первый - это интегрирование малых и средних предприятий с крупной промышленностью. Оно может происходить путем создания малых предприятий по выпуску мелкосерийной продукции, крупносерийное производство которых не является необходимым, а организация их производства на предприятии - лидере, экономически нецелесообразно. Кроме того, могут быть созданы малые предприятия, специализирующиеся на разработке новых технологий по заданию предприятия - лидера, сервисном обслуживании головного предприятия, на изучении и освоении новых рынков сбыта. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие материалы
Классические модели стратегического анализа и планирования модель ShellDPM1 В 1975 году Британско-Голландская химическая компания Shell разработала и внедрила в практику стратегического анализа и планирования свою собственную модель, получившую название матрицы направленной политики2 . Её появление было непосредственно связа ...
Бухгалтерский учет внутреннего брака Для обобщения информации о потерях от брака в производстве, Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 31 ок ...