Исходя из специфики российского рынка, группы можно подразделить на три основных типа:
1. Группа промышленных предприятий с банком в качестве спонсора, образованная по распоряжению властей ("официозные");
2. Холдинг, создающий банки ("холдинговые");
3. Банк, создающий холдинг («банковские империи»).
Если первый и второй типы (где по сути банк является расчетно-кассовым центром) имеют один основной недостаток - финансовая составляющая является их ахиллесовой пятой, то третий тип претендует на то, чтобы оказаться потенциально ТНК.
Среди лидеров в этой области - "ОНЭКСИМ - МФК" (более 35), "Российский кредит" (свыше 30), "Мост-Банк" (42), "Альфа-банк" (около 26 юридических лиц), «Энергомашиностроительная корпорация (ЭМК)» ( около 30). Естественно, что их состав изменяется, в том числе и в сторону роста числа участников.
Финансово-промышленные группы условно можно разделить на две категории: построенные по технологическому признаку (куда входят предприятия-смежники, связанные производственным процессом) и построенные по территориальному признаку (куда могут входить предприятия разных отраслей, но относительно компактно расположенные в пределах, к примеру, одной области). Кроме того, создаются неформальные финансово-промышленные группы (отраслевой ориентации) - "ЛУКойл", "Юкос", "Сургутнефтегаз", лидеры среди вертикально-интегрированных групп нефтегазового комплекса.
Сочетание ряда типов экономической интеграции показано на рис. 2.1, где круги разного диаметра представляют различающиеся по величине компании, а стрелки — имущественные связи с указанием направления имущественного контроля.
Рис. 2.1. Комбинирование межкорпоративных структур:
1 — универсальная (многоотраслевая, диверсифицированная) ФПГ («intermarket keirctsu»); 2 — вертикально интегрированная ФПГ («vertical keiretsu»); 3а — виртуальная корпорация или близкая ей сетевая индустриальная организация; 3б — стратегический альянс с учреждением компании для совместных разработок.
Что касается характера деятельности объединяемых предприятий, то соотношение здесь между универсальными и отраслевыми ФПГ представлено на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Соотношение между универсальными (1) и отраслевыми (2) ФПГ.
В универсальных (многоотраслевых) ФПГ объединение участников чаще всего идет вокруг универсальной торговой компании («sogo shosha») и банка; в соответствии с ведущей ролью банка эти ФПГ называют еще «финансовыми кэйрецу». Применительно к вертикально интегрированным группам можно говорить о производственной (технологической), распределительной и имущественной вертикалях, Производственный альянс («production keiretsu») выступает как иерархия субподрядчиков разных уровней, поставляющих свою продукцию головной фирме; такого рода группы («производственные кэйрецу») более всего распространены в электронной, авто- и иной машиностроительной промышленности, где продукт состоит из многих комплектующих. Распределительный альянс («distribution keiretsu») представляет собой систему распределения, возглавляемую крупным производителем или оптовым торговцем; этот тип групп («торговые кэйрецу») имеет много общего с системами сбыта продукции, создаваемыми крупными американскими производителями. Имущественный альянс или холдинг («capital keiretsu») характеризуется направленным «сверху вниз» контролем над деятельностью участников группы.
Стратегические альянсы охватывают широкий ряд межфирменных организаций, создаваемых для решения некоторых конкретных задач. К таким альянсам относятся: совместные предприятия; консорциумы для реализации инвестиционных проектов; различные формы кооперации, обеспечивающие уже функционирующим ФПГ освоение новых для них видов деятельности и технологий. Стремясь выйти за рамки своей традиционной ориентации, крупные фирмы устанавливают связи с небольшими высокотехнологичными фирмами,
К стратегическому альянсу близка концепция «виртуальной корпорации». По мнению многих ведущих специалистов в области управления, в будущем она может стать общепринятой организационной моделью американского бизнеса, Виртуальная корпорация — это создаваемая на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков, зачастую даже бывших конкурешов), объединяемых современными инфорационными системами с целью взаимного пользования ресурсами (людскими, материальными, финансовыми), снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Эта модель организации бизнеса прежде всего ориентирована на быстрое использование вновь открывающихся возможностей за счет целенаправленных действий по решению некоторой конкретной задачи. Как только дело сделано, объединение обычно распадается. Если стратегические альянсы направлены на создание новых благоприятных возможностей для партнеров, то виртуальные корпорации больше ориентированы на использование имеющихся ресурсов. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие материалы
Эффективность организации и управления нетрадиционными источниками энергии в экономике РК Устойчивое развитие экономики Казахстана и ее успешное функционирование во многом зависят от уровня ее управления. В настоящее время важнейшей проблемой, от решения которой зависит экономическое положение и успех страны, является форм ...
Эффективность производства в легкой промышленности в условиях рыночной экономики Цель данной курсовой работы – показать значение эффективности производства в легкой промышленности в условиях рыночной экономики. С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело и ...