Цикличность развития экономики

Деньги в нашей жизни

Типы ФПГ

Исходя из специфики российского рынка, группы можно подразделить на три основных типа:

1. Группа промышленных предприятий с банком в качестве спонсора, образованная по распоряжению властей ("официозные");

2. Холдинг, создающий банки ("холдинговые");

3. Банк, создающий холдинг («банковские империи»).

Если первый и второй типы (где по сути банк является расчетно-кассовым центром) имеют один основной недостаток - финансовая составляющая является их ахиллесовой пятой, то третий тип претендует на то, чтобы оказаться потенциально ТНК.

Среди лидеров в этой области - "ОНЭКСИМ - МФК" (более 35), "Российский кредит" (свыше 30), "Мост-Банк" (42), "Альфа-банк" (около 26 юридических лиц), «Энергомашиностроительная корпорация (ЭМК)» ( около 30). Ес­тественно, что их состав изменяется, в том числе и в сторону роста числа участников.

Финансово-промышленные группы условно можно разделить на две категории: постро­енные по технологическому признаку (куда входят предприятия-смежники, связанные производственным процессом) и построенные по территориальному признаку (куда могут входить предприятия разных отраслей, но относительно компактно расположенные в пределах, к примеру, одной области). Кроме того, создаются неформальные финансово-промышленные группы (отраслевой ориентации) - "ЛУКойл", "Юкос", "Сургутнефтегаз", лидеры среди вертикально-интегрированных групп нефтегазового комплекса.

Сочетание ряда типов экономической инте­грации показано на рис. 2.1, где круги разного диаметра представляют различающиеся по ве­личине компании, а стрелки — имущественные связи с указанием направления имущественного контроля.

Рис. 2.1. Комбинирование межкорпоративных структур:

1 — универсальная (многоотраслевая, ди­версифицированная) ФПГ («intermarket keirctsu»); 2 — вертикально интегрированная ФПГ («vertical keiretsu»); 3а — виртуальная корпорация или близкая ей сетевая индустриальная организация; 3б — стратегический альянс с учреждением компании для совместных разработок.

Что касается характера деятельно­сти объединяемых предприятий, то соотноше­ние здесь между универсальными и отраслевы­ми ФПГ представлено на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Соотношение между универсальными (1) и отраслевыми (2) ФПГ.

В универсальных (многоотраслевых) ФПГ объединение участников чаще всего идет во­круг универсальной торговой компании («sogo shosha») и банка; в соответствии с ведущей ро­лью банка эти ФПГ называют еще «финансо­выми кэйрецу». Применительно к вертикаль­но интегрированным группам можно говорить о производственной (технологической), рас­пределительной и имущественной вертикалях, Производственный альянс («production keiretsu») выступает как иерархия субподряд­чиков разных уровней, поставляющих свою продукцию головной фирме; такого рода груп­пы («производственные кэйрецу») более все­го распространены в электронной, авто- и иной машиностроительной промышленности, где продукт состоит из многих комплектующих. Распределительный альянс («distribution keiretsu») представляет собой систему распре­деления, возглавляемую крупным производи­телем или оптовым торговцем; этот тип групп («торговые кэйрецу») имеет много общего с системами сбыта продукции, создаваемыми крупными американскими производителями. Имущественный альянс или холдинг («capital keiretsu») характеризуется направленным «сверху вниз» контролем над деятельностью участников группы.

Стратегические альянсы охватывают широ­кий ряд межфирменных организаций, создава­емых для решения некоторых конкретных задач. К таким альянсам относятся: совместные предприятия; консорциумы для реализации инвестиционных проектов; различные формы ко­операции, обеспечивающие уже функциониру­ющим ФПГ освоение новых для них видов дея­тельности и технологий. Стремясь выйти за рамки своей традиционной ориентации, круп­ные фирмы устанавливают связи с небольши­ми высокотехнологичными фирмами,

К стратегическому альянсу близка концепция «виртуальной корпорации». По мнению многих ведущих специалистов в области управления, в будущем она может стать общепринятой орга­низационной моделью американского бизнеса, Виртуальная корпорация — это создаваемая на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков, зачастую даже быв­ших конкурешов), объединяемых современны­ми инфорационными системами с целью взаим­ного пользования ресурсами (людскими, матери­альными, финансовыми), снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Эта мо­дель организации бизнеса прежде всего ориен­тирована на быстрое использование вновь от­крывающихся возможностей за счет целенаправ­ленных действий по решению некоторой конк­ретной задачи. Как только дело сделано, объе­динение обычно распадается. Если стратегичес­кие альянсы направлены на создание новых бла­гоприятных возможностей для партнеров, то виртуальные корпорации больше ориентирова­ны на использование имеющихся ресурсов. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы

Эффективность организации и управления нетрадиционными источниками энергии в экономике РК Устойчивое развитие экономики Казахстана и ее успешное функционирование во многом зависят от уровня ее управления. В настоящее время важнейшей проблемой, от решения которой зависит экономическое положение и успех страны, является форм ...

Эффективность производства в легкой промышленности в условиях рыночной экономики Цель данной курсовой работы – показать значение эффективности производства в легкой промышленности в условиях рыночной экономики. С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело и ...