Серьезному пересмотру технологическая политика США подверглась после изучения японского опыта. Были изучены тысячи встречных японских лицензий, оценена доля содержащихся в них усовершенствований. На этой основе был сформирован прогноз технологического развития Японии, содержащий мрачные для США выводы. В тот же период начинался новый этап торговых войн между США и Японией. Все это привело к фактическому запрету на передачу за рубеж любых новых технологий, не зависимо от страны получателя.
В ходе проведенных американцами исследований были получены любопытные данные. Так был установлен срок распространения сведений о достижениях мировой науки и техники: сведения о любых достижениях, через 6 дней после их совершения доступны в любой точки планеты. Это было в начале 80-х годов. Сейчас с развитием телекоммуникации данные доступны практически мгновенно.
В США более 86% изобретений совершается в мелких фирмах и отдельными изобретателями. Этому во многом способствует патентный закон США, жестко увязанный с антимонопольным законодательством. В СССР и России устойчивая практика больших авторских коллективов и коллективных заявок, направленная на проталкивание изобретения через регистрационный аппарат, на деле крайне отрицательно сказывается на духе научного творчества.
В настоящий момент, практику американской технологической торговли можно представить следующим образом:
1. создание и применение технологии только внутри США;
2. когда технология перестает приносить сверхприбыль, становится возможна ее передача в рамках ТНК;
3. после потери технологией новизны, возможна ее передача независимым фирмам, не зависимо от места их расположения, но с обязательной долей американского капитала в любой форме;
4. когда технология находится на грани морального старения, возможна ее передача иностранным странам в установленном законодательством порядке.
Еще один ведущий игрок на мировом рынке технологий – это Индия. При этом Индия находится вне конкуренции по числу передаваемых за рубеж технологий. Однако эти технологии имеют уровень приемлемый для слаборазвитых и наименее развитых стран. Индия продает в развивающиеся страны трудоемкие человекоемкие технологии. Спрос на данные технологии обусловлен существующей во многих развивающихся странах программы борьбы с безработицей. В рамках данных программ предусмотрены определенные льготы предприятия, помогающим бороться с безработицей.
В начале 90-х годов 20-го века, Индия провозгласила курс на технологическую независимость от промышленно развитых стран мира. Создан жестко регламентированный план по закупке лицензий, причем он распространяется как на государственные, так и на частные фирмы. В рамках данной программы закупаются все возможные технологии. Основной упор делается на металлургию, электротехнику и связь. Форма передачи, при этом, не имеет значения. Однако есть четко регламентированная процедура, состоящая из следующих этапов:
1. необходимо разрешение от государственного органа, на право осуществления сделки с подтверждением того, что данная технология нужна народному хозяйству Индии и включена в план закупки лицензий. Примерно 50% всех поступающих запросов в министерство науки и технологии Индии на право проведения операции удовлетворяются.
2. Предоставление технико-экономического обоснования готовящейся сделки.
3. Если создается совместное предприятие, то помимо иностранных инвестиций в нем должны присутствовать иностранные технологии.
4. Роялти не должно превышать 5%.
5. Полученные ноу-хау должны иметь право использовать все индийские фирмы не зависимо т формы собственности. На практике это значит, что в одном договоре прописываются все заинтересованные индийские фирмы. Это крайне затрудняет вопрос согласования цены. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие материалы
О простом смысле экономики Сегодняшние представители экономической науки очень любят подчеркивать абсолютную неизбежность пугающей многих объемистости их теоретических трудов, используя зачастую в качестве эпиграфа для таковых следующие известные слова своего велико ...
Признание курсовых разниц в бухгалтерском учете Для отражения курсовых разниц в бухгалтерском учете необходимо применять нормы Приказа Минфина Российской Федерации от 10 января 2000 года №2н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которы ...