Многие американские специалисты, придавая исключительное значение ноу-хау, считают, что основу лицензий составляют ноу-хау, а патенты защищают его от недобросовестного использования в случае его разглашения. Однако ноу-хау может сохраняться в тайне многие годы. Так, секрет производства одеколона ФРГ № 4711 не раскрыт более 170 лет, французских духов “Шанель №5”, ликеров “Бенедиктин” и “Шартрез” — более 50 лет. Все лимонадные фирмы мира уже более 100 лет безуспешно пытаются раскрыть секрет производства напитка “Кока-кола”. Аналогичная картина еще в большей степени наблюдается и в области техники.
Поскольку в условиях современной научно-технической революции практически во всех отраслях промышленного производства техника (технология) не используется до физического износа, решающим стал моральный износ, сроки которого продолжают быстро сокращаться. Поэтому фирмы зачастую не берут патенты на изобретения, использованные в новой технике, если за срок ее морального старения она не может быть воспроизведена конкурентами без знания ноу-хау. Фирмы не берут также патентов на технологические решения, если использование по конечной продукции нельзя подтвердить. Таким образом, исключается нежелательная информация конкурентов через патентные описания и достигается экономия средств благодаря отказу патентования изобретений. Этим, в частности, объясняется сокращение выдаваемых патентов, так, в США число выданных патентов в 1980 сократилось на 16493 патента и составило 78% по отношению к 1971 г. Между тем, ноу-хау сохраняются в тайне многие годы.
Одновременно государственные органы США систематически ужесточают контроль за передачей ноу-хау, практически перекрывают его передачу во многие страны. Ноу-хау из США не может быть передано за границу, если на него нет разрешения американского правительства. Такое разрешение должна содержать либо генеральная лицензия (перечень товаров), либо специально выданная.
Также в США возникло такое понятие как финансовое ноу-хау. Этим термином описываются сведения о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумаг, акций, капиталовложений с учетом изменения курсов валют, особенности национальных налоговых систем, таможенных ограничений, сведения о банковских объединениях, формах кредитования и о другой аналогичной информации. Зачастую финансовое ноу-хау тесно переплетается с коммерческим ноу-хау, а управленческое в свою очередь может также сочетаться с коммерческим. Однако по характеру сведений, знаний и опыта между ними можно провести четкую грань.
США совместно с Японией являются законодателями и разработчиками и самой технологии осуществления передачи технологии. Особого успеха американские фирмы достигли в методологии лицензионной внутрифирменной торговли. Приведу следующую цитату: “Выпуск каждого очередного поколения микросхем требует создания новых высокопроизводительных заводов, стоимостью более миллиарда долларов каждый. В 1998 году Intel внедрила новаторскую концепцию “точного копирования”, направленную на поддержание единого уровня эффективности и качества на всех заводах по производству микросхем. Стремясь свести к нулю период проб и ошибок на пути от разработки микросхемы до ее серийного выпуска на различных заводах, Intel сделала правилом привлечение технологов серийных заводов к разработке и опытному выпуску, начиная с самых ранних этапов, что обеспечивает тонкую отладку производственного процесса, необходимую для обеспечения надежности при переходе к массовому производству. Отлаженный производственный процесс точно копируется на всех участках производства, что позволяет Intel быстро запускать в эксплуатацию новые заводы, внедряя в них оптимальные производственные методики массового выпуска микросхем”. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие материалы
Как упорядочить процесс разработки стратегии Cлучается ли Вам делать три очень серьезных — и подчас абсолютно неверных — предположения? Не приступайте к оценке степени неопределенности на рынке, если не хотите отказаться от своих любимых формул.Смелые решения и проработка различных ...
Гарантийные механизмы и инвестиционный процесс Для страхования коммерческих рисков участники инвестиционного процесса создают собственные фонды или прибегают к услугам страховых компаний. Защита же от некоммерческих рисков, носящих массовый, «фоновый» характер и вызванных особенностями ...