Третьей подсистемой национальной экономики являются ключевые отрасли народного хозяйства. К основам структурных преобразований экономики относится определение и приоритетное развитие этих отраслей, имеющих как стратегическое значение в переводе промышленности от экспорта сырья к экспорту продукции обрабатывающей промышленности, так и обладающими кумулятивными способностями обеспечения занятости трудоспособного населения, как определяющего фактора подавления инфляции и снижения социальной напряженности.
Определяющими отраслями народного хозяйства являются:
Научные фундаментальные и технологические исследования.
Информационные технологии.
Экология.
Оборонный и аэрокосмический комплексы.
Топливно-энергетический комплекс.
Стратегическая инфраструктура – транснациональные нефте - и газопроводы, железнодорожный и автомобильный транспорт, воздушный и морской транспорт, авиационное и судостроение, дороги стратегического назначения.
Черная и цветная металлургия, алмазодобывающая промышленность.
Лесная и химическая промышленность.
Машиностроение и автомобилестроение.
По оценкам специалистов, только базовые отрасли промышленности в общем объеме валовой промышленной продукции составляют 58 % и обеспечивают занятость работников – 22 % соответственно.
Эволюционно процессам интеграции предшествовали процессы децентрализации, которые в основном, завершены.
С правовой точки зрения – это постепенное разделение полномочий Федерации и регионов, что подтверждается подписанием соответствующих соглашений с регионами, например с Татарстаном, Удмуртией, Свердловской и Оренбургской областями, Краснодарским краем и другими субъектами Федерации.
Этот процесс характерен для финансово-автономных и рентабельных в своей хозяйственной деятельности регионов, являющихся ЭРБ.
Финансово-экономические соображения основаны на эволюции акционирования определяющих отраслей народного хозяйства. Можно считать, что “локальное” акционирование состоялось, но проблемы финансирования деятельности предприятий в регионах не решены, за исключением предприятий традиционно устойчивых и рентабельных, а также монопольных отраслей. Положение усугубляется как неразвитостью региональных финансовых рынков, так и выносом коммерческими банками финансовых ресурсов за пределы регионов.
В то же время, объективное государственное регулирование банковской деятельности в действующих сегментах финансового рынка – валютных и фондовых операциях, вторичном рынке акций предприятий и структур ведущих отраслей, а также локализация рынка с новыми финансовыми инструментами ГКО и КО, привели к снижению нормы и массы прибыли коммерческих банков и иных финансовых институтов.
Все это фактически завершило этап массовых “пиратских” финансовых операций и создало предпосылки для разумного ограничения передвижения регионального финансового капитала и определило основные направления капитала – инвестиции в народное хозяйство, поскольку определяющим является только общегосударственный механизм воспроизводства капитала через хозяйственную деятельность его субъектов.
Таким образом, некоторые направления приложений финансового капитала определены: это прежде всего топливно-энергетический комплекс, экспортные и отрасли важнейших стратегических сырьевых ресурсов, хотя эти отрасли сами по себе обеспечивают воспроизводство деятельности всего народнохозяйственного комплекса.
Другое важное направление – ЭРБ, собственно субъекты хозяйственной региональной деятельности. Острейшая потребность этих регионов в финансовых ресурсах, естественно, приведет к выходу их хозяйственной деятельности за свои территориальные границы в целях привлечения инвестиций. Субъекты Федерации, получившие возможности более самостоятельно распоряжаться своими сырьевыми, промышленными и финансовыми ресурсам, одновременно выступают инициаторами межрегиональной кооперации и специализации. Этот процесс находит свое подтверждение в оперативном взаимодействии рентабельных регионов России и является вполне закономерным этапом развития народного хозяйства. Перейти на страницу: 1 2 3 4
Другие материалы
Состав совета директоров актуальные вопросы Внимание, которое уделяется на законодательном и практическом уровнях составу совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, обусловлено значимостью вопросов, входящих в его компетенцию. Состав совета должен быть сбала ...
Стратегия дифференциации чем измеряется успех Существует три важнейшие группы проблем, с которыми приходится сталкиваться любому лидеру, взявшему на себя ответственность за выбор пути достижения успеха в бизнесе. Прежде всего это видение будущего и той позиции, которую компания должна занять, пр ...