Особое место среди многочисленных проблем трансформирования региональной экономики занимает проблема реструктуризации трудовых ресурсов, т.е. формирование трудовых ресурсов, адекватных требованиям рыночной экономики. Этот процесс неразрывно связан с достижением динамичного роста реальных доходов населения. В современных условиях, когда показатели уровня жизни населения большинства регионов остаются низкими, региональные власти вынуждены будут более последовательно проводить политику “стимулирования” бизнеса к увеличению заработной платы работников. Инструменты такого стимулирования хорошо известны. В российских регионах намечается активизация этого процесса. Например, в апреле 2001 г. в столичную Городскую Думу внесен законопроект о минимальной оплате труда в Москве. В конечном счете работодатели должны быть заинтересованы в защите заработной платы от инфляции не в меньшей степени, чем профсоюзы, так как это позволяет гарантировать спрос. Проблему “оживления экономики” в отечественной экономической истории в XX веке приходилось решать дважды после мировых войн. Уровень производства в 1923 г. по отношению к 1913 г. составлял только 13%. Тем не менее, народному хозяйству потребовалось только 6 — 7 лет, чтобы восстановить довоенный уровень. И в значительной степени такие высокие темпы были достигнуты за счет динамичной реструктуризации промышленности и сельского хозяйства, которая занимала важное место в процессе индустриализации и коллективизации. Переход в экономической политике государства и значительной части регионов от решения задач выживания к решению задач развития, от оборонительной к наступательной экономической политике открывает для расширения и углубления реструктуризации новые перспективы и связаны они, в первую очередь, с активизацией роли государства в управлении этим процессом. Но при этом следует отметить, что этап, на котором сейчас находится российская экономика, не является вполне благоприятным для развития региональных экономик, не имеющих собственной самодостаточной энергосырьевой базы, развитой черной и цветной металлургии и других отраслей с широкими экспортными и монопольными возможностями. Однако сохранение и модернизация потенциала обрабатывающих отраслей промышленности, комплексное развитие АПК, усиление интеграционных процессов дают этим регионам шанс в среднесрочной перспективе на полнокровное развитие и занятие достойного места в народном хозяйстве страны. С десятилетним опозданием страна в целом и ее отдельные регионы вполне осознанно, используя методы государственного регулирования, только приступают к эффективному реструктурированию не только отдельных предприятий, но и всего народнохозяйственного комплекса. Строить народное хозяйство только из центра идея хорошо известная, но применительно к созданию новой цивилизованной рыночной экономики она выглядит не очень убедительной. Роль и место регионов в этом процессе не должны недооцениваться федеральным центром. Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11
Другие материалы
Сравнительный анализ классических организационных структур управления промышленных предприятий Все мы в жизни ни раз сталкивались с таким явлением, как бюрократия. Много раз пытались с ним бороться, но безуспешно. Причина этого кроется в том, что мы плохо знаем, что это такое бюрократия и откуда она берется. А истоки этого явления м ...
Эффективность организации и управления нетрадиционными источниками энергии в экономике РК Устойчивое развитие экономики Казахстана и ее успешное функционирование во многом зависят от уровня ее управления. В настоящее время важнейшей проблемой, от решения которой зависит экономическое положение и успех страны, является форм ...