Цикличность развития экономики

Деньги в нашей жизни

Особенности в подходах к проблеме циклов.

Основная «демаркационная» линия, разделяющая неоклассическое и неокейсианское направления теории цикла, связана с ответом на вопрос о характере и причинах пропорции запас/поток. Неокейсианцы считают, что в изменениях указанной пропорции активная роль принадлежит движению запаса, неоклассики же первичным признают движение потока.

У истоков кейсианского направления находятся Дж.Кейнс, Дж. Хикс, П.Самуэльсон, Э. Хансен и др. Основная гипотеза неокейсианцев сводится к стремлению предпринимателей сравнять фактический капитал К с его равновесным уровнем К0 Это и есть та самая первопричина, которая приводит в равновесие весь циклический механизм. Равновесный уровень капитала является для неокейсианцев «оптимальной» величиной. Эта желаемость К0 для экономических агентов как бы притягивает к себе фактический уровень капитала К.

Если обозначить через Y размеры ежегодного воспроизводства

( например, ВНП), а через I - инвестиции в капитал К, то общий контур причинно-следственных связей, объясняющих происхождение цикла, может выглядеть следующим образом.

Ядро циклического механизма в неокейсианской модели.

Неоклассическая концепция цикла. Вплоть до недавнего времени ( и даже до сих пор) неоклассики были склонны вообще отрицать закономерность регулярного повторения кризисов, объясняя их электическим набором внешних толчков. Как и у неокейсианцев, суть цикла сводится к нарушению «нормальной», или «равновесной» пропорции запас/поток, т.е. направленного капитала и объема ежегодного производства. Однако, в отличие от неокейсианской теории, где равновесная пропорция трактуется одновременно и как желаемая для экономических агентов и потому определяющая их поведение, для неоклассиков равновесие само по себе никакой особой «силой притяжения» не является. Оно возникает или утрачивается в ходе экономического развития в результате взаимодействия иных, более важных, более первичных, с их точки зрения, факторов.

В качестве непосредственной причины накопления капитала неоклассики определяют прибыль. Вопрос же о разрыве между желаемым и фактическим капиталом не затрагивается. В такой схеме накопление капитала К шло бы равномерно и без колебаний, если бы объем прибыли Р, получаемый предпринимателями, был постоянным или рос постоянными темпами. Но без этого не происходит в силу изменения уровня занятости L и безработицы, а значит, и ставки заработной платы W. Увеличение объема капитала К, по мнению неоклассиков, потребует увеличение занятости L, и, следовательно, понизит безработицу. Снижение же безработицы и увеличение ставки заработной платы W понижает норму прибыли Р.

Инвестирование I сокращается, Это ведет к относительному уменьшению величины применяемого капитала К, снижению занятости L, а ,значит, и к падению заработной платы W и увеличению прибыли Р, процесс накопления набирает новую силу и т.д.Эта идея отражена в работах Дж. Хикса и Дж. Дьюзенберри. Главная причина, порождающая волнообразность движения экономики, заключается в отклонении фактической занятости L от ее равновесного значении я L0 .

Ядро циклического механизма в неклассической модели

Психологические теории цикла. В развитии психологической теории можно выделить три направления.

Первое направление, возникшее на рубеже XIX-XX вв., - к нему относятся концепции У. Джевонса и В.Парето (1848-1923)- отводит главную роль в возникновении циклических колебаний спекулятивными мотивами предпринимателей на товарных рынках и фондовой бирже, т.е. мотивам, связанным с ожиданиями дальнейшего роста цен и курса ценных бумаг.

В этом случае начальный импульс буму дает стихийно возникшее оптимистическое настроение, быстро распространяющееся среди всех предпринимателей по каналам социально- психологического воздействия Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы

Амортизация предметов лизинга В этой статье мы поговорим исключительно об амортизации предмета лизинга, не затрагивая порядок формирования его первоначальной стоимости. И для начала ответим на вопрос: кто должен начислять амортизацию при лизинге? Ответ на этот вопро ...

Стратегические союзы В конце XX в. облик авиатранспорта решительно переменился. В результате установления союзных отношений между авиакомпаниями можно самолетом компании United добраться из Вашингтона в Сидней, пересесть на самолет таиландских авиалиний и улететь в Бангк ...