Цикличность развития экономики

Деньги в нашей жизни

Психологич-я т-рия процента Бем-Баверка.

Представ-ли австрийск. школы предприн. Попытку создать субъективно-психологич. конц-ю прибыли. Этой цели и была посвящ. Работа Бём-Баверка “Капитал и прибыль”, где доказыв-сь право капит-та на прибыль путем сведения ее к %-ту. Т-рии прибавочн. стоим-ти Маркса Б.-Б. противопост. Свою т-рию %-та. Используя субъект.-психологич. м-од исслед-ия, он сконструир-л такие катег-и: “настоящ. Благо” (з/пл) и “будущ. благо” (сред-ва произв-ва и труд рабочих). В центре т-рии %-та наход-сь идея о том, что для рационал-го субъекта, в т.ч. и собствен-ка денежн. капитала, определен. благо имеет больш. Предельн. полезн-ть (ценн-ть) в настоящем, чем в будущем. Объясн-е этому полож-ю давалось сугубо потребительск. И психологич-е. Оно гласило, что чел-к настоящ. Ценит дороже будущего, часто неопределен-го, и поэт. Готов платить за благо насущн. Дня больше. Из этого делался вывод, что %-т возник. В резул-те влияния фактора времени на стоим-ть благ. Например, кредитор передает заемщику сроком на 1 год денежн. сред-ва в разм. 1000$. Поск-ку владелец денег предполаг. Уменьш-е своих оценок предельн. полезн-ти, получ-е от должника той же суммы (1000$) привело бы к сниж-ю его благосост-я. Кредитор, подчиняясь принципу рационал-го повед-я, требует от заемщика возврата не 1000$, а, к примеру, 1100$, собираясь тем самым как min компенсир-ть возмож-е ухудш-е своего полож-я. Б.-Б. подобн. обмен представл-ся эквивалентным, а образовав-ся разница (100$) расцен-сь им как %-т. Т.о., источ-к %-та усматр-ся в разнице оценок будущих и настоящ. Хоз-ых благ, а сам %-т объявл-ся вечной и естествен. катег-ей. %-т у Б.-Б. выступ. как резул-т “ожидания” капит-та, хотя в действит-ти ни ожид-е, ни время сами по себе не могут быть источ-ком стоим-ти. В приведен. Рассужд-ях Б.-Б. прибыль сводилась к %-ту. Согл. Б-Б., труд – это “благо будущего”, т.к. он создает пр-кт только ч/з определен. пер-д, а следов-но, рабочий – владелец “будущ. блага”. Предприним-ль же, нанимая рабоч., дает ему “настоящ. Благо” при выдаче з/пл. По мнен. Б-Б., капит-т и рабоч. обменив-ся этими благами. Выходит, что труд по истеч-и времени создаст какие-то блага, и эти блага из-за более низк. Оценки будущих благ по сравн-ю с настоящими будут по стоим-ти превыш. з/пл. Это превыш-е и составит %-т, а точнее, прибыль капит-та. Т-рия %-та Б-Б. внутренне противоречива и не отражает реальн. проц-са образов-я дохода капит-та, поск-ку вся проблема %-та сведена к “цене времени”. Итак, ключев. Идей явл. то, что %-т Б.-Б. вводил из субъективн. оценки индивидом своего экономич. полож-я. Постановку ?-са о роли фактора времени в разв-и эк-ки след. признать известным достиж-ем австр. школы. Он получ. более глубок. И продуктивн. Разраб-ку в т-рии Маршалла. Подходы эконом-ов австр. школы положили основу и т-рии ожидания, и различн. рода лаговых концепций, к-рые учитыв. Фактор времени, и к-рые сейчас распростр-ны в современ. Экономич. мысли.

Другие материалы

Экономическое развитие Казахстана Основной вопрос, который хотелось бы рассмотреть, заключается в следующем: какие проблемы и какие перспективы имеет Казахстан после завершения реструктуризации экономики? Однако вопрос этот требует некоторого пояснения. До реструктурирован ...

Организационные формы международного бизнеса российская практика Современный этап развития международного бизнеса характеризуется глубокими изменениями во всей его системе. Существенной чертой его становится глобализация, подразумевающая усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер деятельн ...