Господств-щей формой идеологии в странах Зап. Евр. в эпоху феод-зма был католицизм. Поэт. все рассужд-я средневек. авторов по эконом-им ?-ам были облечены в религиозно-этическ. форму. Эконом. мысль 6-9 вв. ярко отраз-сь в “Салической Правде”, к-рая представл. собой продукт обычного народн. права, судебник – собрание старин-х судебн. обычаев франков, записан. и редактир-ых в теч-е 6-9вв. В Сал. Пр. проводит. мысль о верховн. праве общины на пахотную землю, леса, луга, болота, вводятся серьезн. огранич-я на проникнов-е в общину чуждых ей элем-ов. В ней нашел отраж-е проц-с разлож-я общин-го строя салич-их франков и постепен. формиров-я классов, характ-ых для феодальн. общ-ва. Этот памятник свидет-ет о господ-ве у франков натуральн. хоз-ва. Итак, в Сал. Пр. отражено хоз-во франков, община-марка у франков, распад родовых отнош-ий и возникн-е имуществ-го и социальн. нерав-ва во франкск. общ-ве. Проблема эконом. организ-и раннесредневек. вотчины, основан. на натур. хоз-ве и крепостной эксплуат-и крест-н, нашла отраж-е в “Капитулярии о виллах”(нач. 9в.). Здесь провод-ся мысль о том, что монопольным собствен-ом земли вотчины явл. ее владелец, а насел-е вотчины должно нести по отнош-ю к нему установлен. повинности. Ориентир-сь на натур. хоз-во, составит. “Капитул-я” предписывал взимать оброки в натур. форме, создавать запасы натурой, иметь в вотчине ремеслен-ов разных специальн-ей. Хоз-во вотчины было слабо связано с р-ком, и продавать предписыв-сь лишь излишки с/х прод-ции. Упоминаний об общине нет. Определен. вклад в пер-д классич. средневек. в эконом. мысль внесли служители церкви. В серед. 12в. болонский монах Грациан составил “Свод канонического права”, в к-ром содерж-сь высказыв-я по экономич. ?-ам. Канонисты провозгл-ли в кач-ве идеала общую собствен-ть, и одновр-но доказыв., что институт частн. собствен-ти установлен богом в наказ-е за людские грехи. Занятиями, угодн. Богу, счит-сь землед-е и ремесло, а неугодными – ростовщич-во, а также торговля в целях получ-я барыша. Фома Аквинский выступ. за самообеспеч-ть гос-ва, отдавал предпочт-е натурал. формам богат-ва, а золото и серебро считал богат-вом искусств-ым. В “Сумме теологии” нашли отраж-е ?-сы товарн. произв-ва. Централ. из них явл. проблема “справедлив. цены”. Основанием обмена Аквинат считал равен-во пользы обмениваемых вещей. За феодалами признавал право продавать товары дороже их естествен. цены. Т.о., он пытался дать сословную тракт-ку цены товара. Выступал против порчи монеты, понимая, что деньги обладают внутрен. цен-ью. Он, как и Аристотель утвержд., что деньги не могут порождать денег. Осуждал ростовщич-во. Осуждал торговлю с целью получ-я барыша, и в то же время торгов. прибыль признав-сь правомерной, если выступала как плата за труд торговца, предназнач-сь для использ-я в благородн. целях и возмещала затраты купца на транспорт-ку товаров. Обоснов-л справедл-ть взимания земел. ренты, т.к. в виде ренты земел. собствен-ки получ. часть пр-кта, производ-го землей и вознагражд-е за труд по управл-ю своим хоз-ом. Никола Орем – франц. ученый 14в. В своем “Трактате о происхожд-и, природе, юридич-ом основании и измен-и денег” высказал мысль о том, что 1) деньги представл. собой инструм-т, создан. людьми для облегч. обмена товаров; 2) Благородн. металлы явл. обычн. товарами и лишь в силу своих природн. св-в стали выступать в роли денег. Т.о., Орему принадл. одна из 1-ых попыток обоснования металлич. т-рии денег. Понимая происхожд-е и природу денег, он осуждал порчу монеты.
Другие материалы
Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы Об авторе: автор книг "Как научиться управлять, если у вас пока нет подчиненных", "Как стать квалифицированным менеджером", ведущий электрон-ного журнала "Васко да Гама" (менеджмент и маркетинг в туризме), выходящего в с ...
Экономическое обоснование условий развития лесозаготовок Для примера возьмем обоснование схемы транспортного освоения лесосырьевой базы Березовского леспромхоза. Лесные массивы Березовского района примыкают к железной дороге МПС в районе станции Березовка и выделены в качестве лесосырьевой б ...