Жизнеспособность вышеизложенной модели делового строительства является следствием смещения акцентов на перенасыщенном потребительском рынке от сферы индустриального производства к сфере обслуживания клиентов. Поэтому мы не рассматриваем организацию таких важных и сложных процессов как организацию НИОКР, организацию производства, инжиниринг. Инициирование новаций в настоящее время смещается именно в круг деятельности сбытовых и сервисных подразделений. Это и понятно. Ведь промышленная инфраструктура не может перестраиваться с теми же темпами, что и информационная среда. Уровень загрузки производственных мощностей, а следовательно и доходы владельцев промышленной инфраструктуры в ближайшее время будут определяться количеством привлеченных заказов на производство небольших партий весьма разнообразной продукции. В первую очередь это коснется предприятий производящих товары народного потребления и пищевую промышленность. В инфраструктурном плане это должно привести к деконсолидации промышленной инфраструктуры, то есть к образованию на одной площадке значительного количества отдельных высокотехнологичных производящих линий, обслуживаемых небольшим количеством технического персонала с более «мускулистыми» административными и сбытовыми структурами. Мы в настоящий момент являемся свидетелями этого процесса, когда на обломках промышленной инфраструктуры советского периода возникают следующие структуры деловых связей:
предприятие — «наследник» извлекает доход путем предоставление в пользование предприятиям — «производителям» зданий, доступа к сетям промышленного энергоснабжения, коммуникаций, теплоснабжения и т.д. В свое очередь, предприятие — «производитель» зарабатывает на исполнении заказов, предоставляемых ему компаниями — «агентами», которые в свою очередь аккумулируют у себя заказы конечных потребителей. Наглядно это видно из простого примера: бывший советский НИИ сдает в аренду часть своих площадей частной типографии, изготавливающей среди прочего рекламные буклеты для клиентов рекламных агентств. В настоящее время, возникновение таких производственных цепочек носит в подавляющем числе случаев спорадический характер. Участие в их строительстве компаний — «продюсеров» должно привести к росту качества обслуживания клиентов, увеличению загрузки инфраструктуры, повышения привлекательности предоставляемых услуг, конвергенции деятельности компаний, росту эффективности, конкурентоспособности и живучести всех компаний участников бизнес-процессов.
В заключение, мне хотелось бы еще раз уделить особое внимание тем аспектам, которые, на мой взгляд, будут играть принципиальную роль в построении бизнес процессов уже ближайшего будущего.
1) Резкое сокращение жизненного цикла продукта. В 1990 году с момента возникновения идеи до выпуска автомобиля проходило шесть лет. Сегодня — менее двух. Начальник отдела вычислительных систем «Hewlett-Packard» Вим Роландс утверждает, что сейчас львиную долю выручки дают те изделия, которых год назад просто не существовало. В старой экономике изобретение (например, фотоаппарат «Полароид» или ксерокс) могло приносить доход десятилетиями. Сегодня бытовые электронные приборы, как правило, больше двух месяцев не живут.
2) «Молекулярная структура». Организационная составляющая бизнес процесса трансформируется от вертикально интегрированной структуры с жесткой иерархией к образованию большого числа динамических договорных связей между небольшими монолитными творческими коллективами или индивидуальными предпринимателями. Роль личности исполнителя в бизнес процессе резко возрастает.
3) Возрастание роли PR- мероприятий в бизнес процессе. При нынешнем изобилии товаров и услуг, предлагаемых потребителям, проблема выбора становится все более и более затруднительной. При этом никогда потребитель не принимает решение в условиях полной информированности. На его выбор постоянно оказывается давление со стороны родственников, друзей, экспертов, публикаций в прессе, теле и радио передач. То есть, процесс принятия решения все более смещается из плоскости рациональной оценки предлагаемого изделия в плоскость доверия некоторым субъективным авторитетам и иррациональной мотивации. Причем инструментарий PR-кампаний становится весьма и весьма изощренным. Образно можно сказать, что бизнес превращается в настоящее шоу, ориентированное на мотивирование потребителя к тому или иному типу поведения или принятия того или иного решения. При этом происходит смещение от прямой рекламы в сторону более тонких социально-психологических приемов. Соответственно и структура затрат при продаже товаров и услуг изменяется в сторону увеличения непроизводственных издержек (упаковка, позиционирование товара, взаимоотношения с клиентами, PR). Перейти на страницу: 1 2
Другие материалы
Экономический анализ хозяйственной деятельности ОАО “Калининград” Развитие масштабного характера индустрии туристических услуг спровоцировало появление концепции эффективности организации ГТК. Эффективность организации гостинично-туристического комплекса (ГТК) в общем виде определяю как отношение ...
Южная Корея - ресурсы, экономика, география Республика Корея - государство на Корейском полуострове к югу от 38-й параллели. Территория — 93,8тыс. км2, Столица — Сеул (10,7 млн. чел.). Население — свыше 43 млн. чел. (1992 г.); корейцы. Живет также около 30 тыс. китайцев и ...