Подход Кодекса состоит в том, что при выборе независимых директоров должны исключаться любые возможные основания для зависимости члена совета, которые могут возникнуть с учетом различных факторов и помешать директору выносить независимые суждения.
Кроме того, Кодекс устанавливает, что по истечении 7-летнего срока исполнения обязанностей члена совета независимый директор уже не может рассматриваться как независимый. Но и до истечения этого срока директор по ряду причин может перестать отвечать критериям независимого директора. Указывается также, что независимые директора могут реально влиять на решения, принимаемые советом, если они составляют не менее 1/4 его состава. В любом случае в уставе общества рекомендуется предусмотреть, чтобы в совете было не менее 3 независимых директоров.
В настоящее время положения Кодекса о независимых директорах приобретают особую актуальность в связи с принятием нового Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, которое в качестве одного из условий включения ценных бумаг в котировальные списки "А" и "Б" предусматривает наличие у эмитента соответственно не менее 3 или 1 независимых директоров, отвечающих требованиям Кодекса, которые повторяются в Положении. При этом нормы Положения сформулированы таким образом, что они распространяются на всех эмитентов, а не только на акционерные общества. Эмитенты должны либо соблюдать данные требования на момент подачи заявления о листинге, либо принять обязательство по соблюдению указанных требований по истечении года со дня включения ценных бумаг в котировальный лист15.
Представляется, что приведенные требования являются достаточно жесткими, прежде всего для обществ с ограниченной ответственностью и небольших открытых акционерных обществ, в которых лица, обладающие необходимыми знаниями для эффективного выполнения функций члена совета и при этом отвечающие всем критериям независимости, могут просто отсутствовать. Однако выводы о последствиях применения данной нормы, в том числе о том, не ограничит ли она существенным образом объем листинга ценных бумаг и окажет ли положительный эффект на уровень защиты прав инвесторов, можно будет сделать на основе практики, для формирования которой потребуется время. Возможно, что появление требований о наличии независимых директоров в условиях листинга, в дополнение к рекомендательным нормам Кодекса, приведет к большему распространению данного механизма совершенствования корпоративной структуры обществ, нацеленного на дополнительную защиту прав акционеров.
В заключение хотелось бы отметить, что вопросы, рассмотренные в настоящей статье, не исчерпывают всей проблематики, связанной с составом совета. Например, актуальной остается тема персональной ответственности членов совета за осуществление действий, причинивших убытки обществу. Для решения этих и многих других проблем необходимо дальнейшее совершенствование корпоративного законодательства, в том числе с учетом практики, которая будет складываться при применении новых норм, описанных в настоящей статье.
Примечание
Федеральный закон "О внесении изменений в федеральный закон "Об акционерных обществах"" № 5-ФЗ от 24.02.2004 г.
Ранее проведение кумулятивного голосования было обязательным только для акционерных обществ с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 1000. Остальные акционерные общества могли предусмотреть такую обязанность в уставе (ст. 66 федерального закона "Об акционерных обществах" в редакции от 27.02.2003 г.). Перейти на страницу: 1 2 3
Другие материалы
Лизинговые платежи В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона №164-ФЗ под лизинговыми платежами понимается общая сумма арендных платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в нее входят: - возмещение затрат лизингодателя, связанных с прио ...
Все лучшее - себе Завоевать рынок, превзойти конкурентов, создать лучший продукт и получить большую прибыль хотят все. Можно решать подобные задачи самостоятельно, но есть и другой путь -- воспользоваться опытом успешных компаний. Для этого и существует бен ...