В наше время контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки играет не последнюю роль в определении геополитической ситуации той или иной страны. Специфика современной ситуации для России состоит в том, что во-первых, наша страна столкнулась с новой для себя расстановкой сил на так называемом «постсоветском» пространстве. Во-вторых, ее определяющая роль в топливно-энергетической сфере заметно модифицируется.
Распад СССР расколол нефтяную отрасль на отдельные, прежде тесно взаимосвязанные сегменты. В России осталась основная добывающая база, а почти вся транспортная инфраструктура экспорта нефти оказалась на территории ныне независимых от нее соседей. Здесь же сосредоточена и значительная часть нефтепереработки.
Нефть и газ являются одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортных поступлений страны. Россия имеет самые большие запасы природного газа в мире, занимает восьмое место по запасам нефти и третье – по ее экспорту. Треть добываемого газа и более 40% нефти Россия экспортирует, главным образом, в Европу (в Великобританию, Германию, Францию, Италию, Испанию).
В отрасли практически завершены структурные преобразования, связанные с переходом к рыночной экономике, созданы крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК).
Согласно данным Минтопэнерго, впервые за последние 10 лет добыча нефти в 1997 г. в России выросла на 1,5% по сравнению с предыдущим годом и составила 305,6 млн. т. (рис 2)
Рис. 2
Добыча нефти, включая газовый конденсат, в 1990-1997 гг.
Основной прирост добычи нефти обеспечили нефтяные компании “ЛУКойл”, “Сургутнефтегаз”, “Роснефть”, “КомиТЭК”, “Юкос”. Хотя нефтегазовый комплекс и имеет ярко выраженную экспортоориентированную направленность, сокращение внутреннего рынка оказало на него существенное влияние. В 1985 г. на внутреннем рынке СССР потреблялось примерно 75% нефти и около 80% газа. По оценкам специалистов Мирового банка спрос на нефтепродукты на внутреннем рынке СНГ сократился наполовину по сранению с дореформенным периодом (1988 г.), на что нефтегазовый комплекс отреагировал спадом производства. В 1992-95 гг. особенно большой спад произошел в добыче нефти - на 155 млн тонн (рис.2), или на 33,5%, добыча газа - на 7,5%(рис.4). Значительно сократились объемы переработки нефти - более чем на треть (рис3)
Первичная переработка нефтяного сырья составила в 1997 г. 177,6 млн. т., что на 1,1% больше, чем в 1996 г. Глубина переработки возросла на 1,2% и составила 63,7%. Особенно вырос выпуск бензина высокооктановых (на 14,2%) и неэтилированных марок (на 28,1%). Производство неэтилированного бензина составило 67,7% от общего объема выпуска. При этом загрузка большинства нефтеперерабатывающих заводов остается низкой (среднеотраслевой показатель – около 60%).
В 1998 г. определяющим фактором развития нефтяной промышленности стала неблагоприятная конъюнктура мирового рынка нефти. Из-за избыточного предложения нефти на рынке цены упали до минимальных за последние 10 лет значений. В конце июня цена на российскую нефть составляла около $74 за тонну, что на 40 с лишним процентов ниже, чем год назад. И если еще в 1 квартале 1998 г. добыча нефти по-прежнему росла, то по результатам 2 полугодия наблюдается спад: добыча нефти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 0,5%, производство нефтепродуктов – на 7,5%. Лишь две крупнейшие нефтяные компании – Лукойл и Сургутнефтегаз - увеличили добычу нефти на 1% и 3,4% к уровню прошлого года соответственно.
Рис 3
Структура и объемы переработки нефти в 1990-1997 гг.
Одной из “больных” проблем отрасли является чрезмерная фискальная нагрузка. Доля налоговой составляющей в валовой выручке нефтедобывающих предприятий достигает 45-60% (в среднем по промышленности России – 22%). Хотя правительством и предприняты некоторые шаги по облегчению налогового бремени (снижена валютная составляющая тарифа за прокачку нефти по магистральным трубопроводам), но из-за тяжелейшего бюджетного кризиса эти меры приняты с запозданием. В связи с этим следует ожидать дальнейшего упрочения позиций сильнейших нефтяных компаний, у которых есть резервы для маневра; вероятно поглощение ими некоторых более мелких компаний. Перейти на страницу: 1 2
Другие материалы
Лизинговые платежи В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона №164-ФЗ под лизинговыми платежами понимается общая сумма арендных платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в нее входят: - возмещение затрат лизингодателя, связанных с прио ...
Концепция управления человеческими ресурсами в организации Осуществляемые в России радикальные экономические преобразования, динамичные инновационные процессы во всех сферах хозяйственной и производственной деятельности, а также обострение рыночной конкуренции и глобализация экономики вызывают глу ...