Социально-экономическая модель занятости в условиях переходной экономики делает упор на развитие новых рабочих мест путем развития малого и среднего бизнеса. Государство в этом случае должно помочь безработным в становлении их бизнеса, а также через центры занятости обеспечить их переквалификацию. То есть мы видим, что в модели занятости затрагиваются как экономические, так и социальные аспекты в условиях перехода к рынку.
Становление рыночных отношений в Казахстане свидетельствует о том, что безработица неизбежно влечет за собой серьезные экономические и социальные последствия, как для самих безработных и их семей, так и для общества в целом. Недоиспользование трудовых ресурсов оборачивается для общества недопроизводством в значительных размерах материальных благ и услуг или в стоимостном выражении, потерями валового национального продукта. При этом, чем продолжительнее безработица, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем меньше ухудшается материальное положения, снижается уровень безработного и его семьи наряду с тяжелыми социальными последствиями: генерирует социальное неравенство, изменяет социальный статус наемных работников, увеличивает статистику показателей социальной патологии.
Следовательно, если при плановой экономике всем гражданам было гарантировано рабочее место и заработок, то с приходом рынка за рабочее место теперь пришлось бороться, так как многие предприятия в связи с кризисом и конъюктурой рынка сокращали рабочие места. Вследствие этого, увеличился уровень безработицы и многие люди остались без работы. Многие из безработных перебиваются временными заработками или челночной торговлей. Центры занятости же не справляются со своей работой, так как рынок труда в нашей республике все еще находится в зачаточном положении. Уровень благосостояния населения падает, растет социальная напряженность.
Макроэкономические показатели 1998 года свидельствуют о том, что экономика страны все еще в кризисе. По данным Нацкомстата республики, 328 крупных промышленных предприятий Казахстана в июне 1998 года имели длительные остановки всех или отдельных производств, в том числе 6 из них "замерли" полностью из-за отсутствия материальных ресурсов, ограничения в подаче энергии, неплатежеспособсости потребителей: отсутствия рынка сбыта. В сельском хозяйстве спад производства, наряду со снижением поставок сельхозпродукции, принимает форму сокращения посевных площадей, в первую очередь под трудоемкими культурами (овощи, картофель, виноград, фрукты), уменьшения поголовья скота и птицы, снижения товарности и продуктивности реформируемых сельхозпредприятий и создаваемых крестьянских хозяйств.
Анализируемый период характеризуется также сокращением реальных доходов, что привело к массовому обнищанию семейных бюджетов, возросли расходы на питание, что вызвало ухудшение имущественного положения хозяйств.
Таковы общие социально-экономические условия, определяющие формирование рынка труда и системы занятости в Республике Казахстан в современных условиях. Наряду с общеэкономическими факторами, указанными выше, на развитие модели занятости оказывают значительное влияние: нарастание дисбаланса трудовых ресурсов и рабочих мест; сохранение общей сверхзанятости населения, связанной с высокой долей низкоквалифицированного труда и чрезмерной занятости женщин; нерациональное движение трудовых ресурсов по секторам и сферам экономики, вызывающее снижение производства материальных благ и услуг; усиление депрофессионализации населения и дисбаланса занятости в профессионально-квалифицированном труде; нарастание процессов эмиграции из республики квалифицированных кадров и иммиграцией неквалифицированных; снижение трудовой мотивации населения в государственном секторе экономики ; пассивность государства в сочетании с острой недостаточностью финансового обеспечения программ помощи привела к утрате доверия к государственным структурам рынка труда.
Для того, чтобы решить эти проблемы, необходимо сформировать социально-экономическую модель занятости в условиях переходной экономики. Эта модель основывается на двух основных требованиях к политике занятости, которые закреплены в Законе РК "О занятости населения" от 30 декабря 1998 года. Назовем их: во-первых, государственное регулирование не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности; во-вторых, должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие материалы
Экономические теории древнего мира С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность ...
О книге Сергея Гуриева «Мифы экономики» Сколько стоит человеческая жизнь? Почему одни страны бедны, а другие богаты? Как готовить и проводить реформы, чтобы избежать последствий, аналогичных тем, что наблюдались при монетизации льгот? Какую роль должно играть государство в эконо ...