Задачами анализа себестоимости продукции являются: оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат; установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости; определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых; анализ себестоимости отдельных видов продукции; выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в кроцессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.
В системе показателей экономической эффективности производства в отраслях материального производства (машиностроении) планируются и анализируются такие показатели, как производство продукции на 1 руб. затрат, а также снижение затрат на 1 руб. товарной продукции (работ).
Динамика себестоимости разнородной продукции, работ и услуг лучше характеризуется показателем снижения себестоимости сравнимой продукции (работ, услуг). Он представляет собой суммированную по всем видам продукции экономию, отнесeнную ко всей себестоимости этой же продукции в базисном году и выраженную в процентах.
При планировании и анализе экономии от снижения себестоимости продукции рассчитывают экономию по следующим группам факторов:
1. Повышение технического уровня производства.
2. Улучшение организации производства и труда.
3. Изменение объема, структуры и размещения производства.
4. Улучшение использования природных ресурсов.
5. Развитие производства.
Важным разделом управления себестоимостью продукции является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. Маркетинговый анализ должен ответить на вопрос, продавать ли небольшое количество изделий, но по относительно высокой цене, с ориентацией на состоятельного покупателя с индивидуальными запросами или продавать много изделий, ориентированных на массового покупателя по относительно низкой цене. Второй путь требует решения проблемы снижения расходов и себестоимости продукции; для этого необходим анализ поведения расходов.
По этому признаку все расходы подразделяются на переменные (пропорционально изменяющиеся с объемом производства и реализации продукции), полупеременные (изменяющиеся, но ниже прямой пропорции), полупостоянные (остающиеся постоянными до определенных пределов роста объема продукции) и постоянные (неизменные в рамках отчетного периода). Все четыре группы расходов в бухгалтерии подразделяются на условно-переменные и постоянные. Первые составляют технологическую себестоимость продукции и учитываются как прямые расходы. Вторые составляют периодические накладные расходы и учитываются как косвенные расходы при калькулировании себестоимости продукции.
Переменные и постоянные расходы классифицируются по источникам возникновения расходов: переменные характеризуют расходы хозяйственной активности, связанной с ростом объема продукции, а постоянные характеризуют расходы, связанные со способностью хозяйствовать, т.е. показывают эффективность управления. К этим расходам относятся затраты на инвестиции (амортизация), оплата руководства, расходы на выработку экономической политики (реклама, научные разработки и пр.). Перейти на страницу: 1 2 3 4
Другие материалы
Все лучшее - себе Завоевать рынок, превзойти конкурентов, создать лучший продукт и получить большую прибыль хотят все. Можно решать подобные задачи самостоятельно, но есть и другой путь -- воспользоваться опытом успешных компаний. Для этого и существует бен ...
Чем российский бухгалтерский учет отличается от американского Отличается ли учет США от учета, принятого в России? И да, и нет. Да, ибо многие проблемы учета решаются в наших странах неодинаково; нет, ибо основные положения, лежащие в основе обеих учетных систем, одинаковы. Однако некоторые существен ...