Субъектами анализа выступают как непосредственно заинтересованные, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.
К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал предприятия и администрация (руководство). Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов.
Следует отметить, что только руководство предприятия может углубить анализ, используя не только данные отчетности, но и данные всей системы хозяйственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.
Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей информации. Это прежде всего аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы и др.
Итак, субъектами внутреннего управленческого анализа являются только руководство и привлекаемые ими аудиторы и консультанты. Информационной базой управленческого анализа является вся система информации о деятельности предприятия - о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в том числе данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета, внешняя публичная финансовая и вся система внутрихозяйственной отчетности, прочие виды информации, в том числе опросы специалистов, информация производственных совещаний, пресса и т.д.
Палитра субъектов внешнего финансового анализа весьма разнообразна. Но все эти субъекты анализа могут использовать, как правило, только данные публичной финансовой отчетности о деятельности предприятия. Стандартизация финансового учета и публичной финансовой отчетности призвана оберегать интересы всех партнеров (корреспондентов) предприятия, в то же время сохраняя коммерческую тайну предприятия.
Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. Причем возможности руководства в вопросах финансового анализа опять-таки шире, нежели у внешних пользователей информации. В технико-экономических обоснованиях любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и финансового анализа. Так называемый маркетинговый анализ также предусматривает использование методов как производственного, так и финансового анализа в системе маркетинга, т.е. в управлении производством и реализацией продукции, ориентированном на рынок.
Одна из немало важных функций управления - это контроль. Хотя на практике есть некоторое разделение производственных формирований на системы управления и системы контроля, но в конечном счете это является в значительной степени условным. Контроль состояния производства является первой и основной функцией любой системы автоматического или автоматизированного управления (САУ или АСУ).
Всякая система управления измеряет текущее значения всех технологических параметров и воспринимает данные, вводимые в нее с пультов ручного ввода, и после этого, логически анализируя события и состояния (что произошло и почему), система вырабатывает выходные сигналы и необходимые воздействия.
В экономическом анализе показатели предприятия довольно часто сравнивают со средними показателями аналогичных структур, то есть применяют метод группировок (структурных и аналитических).
Одним из наиболее действенных путей совеpшенствования анализа является внедpение методологического подхода, основания на концепции теоpии систем.
Изучение работ по теории системного подхода дало возможность выяснить, что методика анализа должна учитывать следующее.
1. Система - это комплекс взаимосвязанных элементов, объединенных для выполнения определенной цели или совокупности целей.
2. Система представляет собой элемент системы более высокого порядка и в то же время может быть расчленена на подсистемы низшего порядка.
3. Цели подсистемы должны совпадать с целями системы высшего порядка и таким же образом трансформироваться вниз.
4. При исследовании объекта как системы описание ее элементов не должно носить самодовлеющего характера. Элемент описывается не как нечто обособленное, а с учетом его места в целом.
5. Существует двухсторонняя связь между всей системой и ее элементами. Поэтому свойства целого рождаются из свойств элементов и наоборот.
6. Свойства системы определяются не суммой свойств элементов, а взаимодействием элементов и их свойств. Перейти на страницу: 1 2 3 4
Другие материалы
Организационные формы международного бизнеса российская практика Современный этап развития международного бизнеса характеризуется глубокими изменениями во всей его системе. Существенной чертой его становится глобализация, подразумевающая усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер деятельн ...
Как и почему следует реорганизовать ТЭК Энергетическая политика в России имеет особое значение, поэтому от решений, принимаемых государством при определении ее курса, зависит очень многое. Немаловажен и выбор сценариев: энергетическая политика служит либо средством самосохранени ...