Хеджирование – это биржевое страхование от неблагоприятного изменения цены, основывающееся на различиях в динамике цен реальных товаров и цен фьючерсных контрактов на этот же товар или цен на «физическом» и фьючерсном рынках.
В политико-экономическом смысле хеджирование представляют собой просто спекуляцию, то есть способ получения прибыли, основывающейся не на производстве, а на разнице в ценах. Хеджирование это форма спекуляции на бирже.
Хеджирование на бирже осуществляют, как правило, предприятия, организации, частные лица, которые одновременно являются участниками рынка реальных товаров: производители, переработчики, торговцы.
Хеджирование преследует цель: компенсировать за счет прибыли убытки, полученные от реализации на рынке реального товара.
В целом биржевая торговля для всех организаций и лиц, участвующих в этой торговле, представляет собой форму коммерческой деятельности с целью получения наибольшей прибыли наряду с другими существующими формами коммерции. Хеджирование в связи с двойственным характером, то есть одновременной опоры на цену реального товара и на цену фьючерсного контракта на этот же товар, имеет важное практическое значение. Оно обеспечивает косвенную связь биржевого рынка фьючерсных контрактов с рынком реального товара.
Хеджирование выполняет функцию биржевого страхования от ценовых потерь на рынке реального товара и обеспечивает компенсацию некоторых расходов, например, на хранение товаров. Техника хеджирования состоит в следующем. Продавец наличного товара, стремясь застраховать себя от предполагаемого снижения цены, продает на бирже фьючерсный контракт на данный товар. Такая операция называется – хеджирование продажей. В случае снижения он выкупает фьючерсный контракт, цена на который тоже упала, и получает прибыль на фьючерсном рынке, которая должна компенсировать недополученную им выручку на рынке реального товара. Рассмотрим это на условном примере.
Цена на 01.01.99, руб. | Цена на 01.03.99, руб. | Выручка от операций, руб. | |
Рынок реального товара | 100 | 80 | 80 |
Фьючерсный рынок | 120 (продает) | 100 (покупает) | 20 (120-100) |
Всего | - | - | 100 |
Продавец в конечном итоге получил от продажи товара (80 руб.) и от фьючерсного рынка (20 руб.), то есть ту сумму выручки, которую он рассчитывал получить по состоянию на 1 января 1999г. (100 руб.).
Покупатель наличного товара заинтересован в том, чтобы не потерпеть убытков от повышения цен на товар. Поэтому, полагая, что цены будут расти, он покупает фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование покупкой). В случае если тенденция угадана, покупатель продает свой фьючерсный контракт, цена которого тоже возросла в связи с ростом цен на рынке реального товара, и тем самым компенсирует свои дополнительные расходы по покупке наличного товара. Рассмотрим это на условном примере.
Цена на 01.01.99, руб. | Цена на 01.03.99, руб. | Затраты, руб. | Доход, руб. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Рынок реального товара | 100 | 120 | 120 | - |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Фьючерсный рынок | 120 | 140 | - | 20 (140-120) |
Всего | - | - | 100 (120-20) | - |
Другие материалы
Эластичность рыночного спроса В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предпр ...
Нормируемые командировочные расходы Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ): «Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Слу ...