Цикличность развития экономики

Деньги в нашей жизни

Направления повышения эффективности управления предприятием

Схема № 4: Схема-структура отдела маркетинга

всеохватывающего типа.

В соответствии со вторым вариантом создается интег­рированная структура отдела маркетинга, которая предусматри­вает процесс передачи части аппаратных функций и связанных с ними подразделений другим подразделениям компании (схема № 5 ).

Схема № 5: Структура отдела маркетинга интегрированного типа.

При данном типе структуры отдела маркетинга подотдел сбыта является главным, он отвечает за ведение дел. Это линейное подразделение. Другие подотделы, по мере роста чис­ленности работников отдела и выполняемых ими функций могут вырасти до такой степени, когда эффективная координация вы­полняемых подотделами функций становится затруднительной. В этом случае некоторые из этих подотделов могут влиться в другие подразделения предприятия, например подотдел по изуче­нию рынка- в сектор стратегического планирования предприятия, который будет находиться под непосредственным руководством генерального директора предприятия. Подотдел планирования выпуска изделий может образовать совместное подразделение с производственно-инженерными службами, которые будут действовать независимо. И только подотдел по сбыту (с ограниченным вспо­могательным штатом) останется в отделе маркетинга.

Раскроем функции некоторых подразделений отдела маркетин­га.

Подотдел планирования сбыта. Его основная функция зак­лючается в разработке планов по маркетингу и в координации разнообразной деятельности на рынке различных подразделений отдела. Планы по структуре рынка, ценам и качественным харак­теристикам товаров разрабатываются также этим подразделением.

Другой основной функцией этого подотдела является планирование номенклатуры изделий, которая заключается в отборе и внедрении возможных товаров. Данная функция должна осущест­вляться совместно с производственным и инженерным отделами. Анализ и сравнение качества и функциональных характеристик из­делий предприятия и изделий конкурентов должны проводиться как подразделением по планированию сбыта, так и инженерно- техническими службами.

Подотдел по изучению рынка. Его функция заключается в исследовании рынка на основе специально разработанных мето­дик исследования рынка. Эти методики могут быть разработаны либо специалистами данного предприятия, либо предприятием, спе­циализирующемся на изучении рынка. Наиболее простым методом является метод прогнозирования спроса, который проводится с помощью устного опроса или опросных листов. А для более сложных исследований (определение привычек к известному сорту или марке товара и эффективности рекламы), привлекаются независимые фирмы по изучению рынка, которые используют слож­ную методику с помощью ЭВМ.

Подотдел рекламы. Предприятие должно определиться, в каких рекламных средствах (газеты, журналы, рассылка по поч­те, телевидение и т.д.) оно будет представлять свою продукцию. Затем, совместно с каким-либо рекламным агентством разрабо­тать планы по рекламе. Практика многих предприятий показывает, что работники предприятия предлагают лишь идею рекламы, а ос­тальные задачи обычно решаются отделом.

Подотдел сбыта. Он отвечает непосредственно за продажу и связанную с ней деятельностью. В этом подразделении функции маркетинга остаются более или менее теми же. Управление кана­лами распределения является его наиболее важной задачей.

Закрепить предлагаемую организационную структуру можно при помощи системы положений об отделах. Они занимают проме­жуточное место между документами, регламентирующими деятель­ность организации в целом, и документами определяющими права обязанности и ответственность отдельных работников. Разработка положений об отделах является частью общего процесса формиро­вания структуры управления и связана с изучением и установ­лением информационных потоков и документооборота, а также с распределением полномочий и ответственности по подразделениям предприятия. Положение об отделе имеет важное значение для правильной организации работы и внутри отделю. Оно является документом, определяющих внутреннюю структуру отдела и разделе­ние обязанностей между отдельными работниками данного от­дела.

К числу основных путей повышения эффективности управ­ления на предприятии относится и улучшение качественного сос­тава управленческих работников предприятия. Анализ кадрового состава АО"АСТЕК" показал, что в этом направлении здесь имеются резервы для повышения эффективности деятельности управленцев, а следовательно, и эффективности деятельности всего предприятия в целом. 40% работников аппарата управления не имеют профильного образования. Мы не умоляем достоинств этих работников, которые свою деятельность строят в основном на интуиции, жизненном опыте, примерах других предприятий. На наш взгляд, интуиция, подкрепленная специальными знания­ми, сделала бы их деятельность более эффективной. В настоящее время решение этой задачи не представляет больших трудностей В государственных ВУЗах нашей республики и в многочислен­ных коммерческих институтах за 2-3 года можно получить нужное профильное образование на коммерческой основе.(Отно­сительно генерального директора АО "АСТЕК" следует отметить, что несмотря на его высокие профессиональные качества, орга­низаторские и деловые способности, личностные качества, ему следовало бы получить образование управленца. По нашему мнению, любой специалист, занимающий столь высокую и ответ­ственную должность должен приобрести квалификацию управленца либо в процессе подготовки к занятию такой должности, либо уже в период работы на этой должности. Эти условия должны бы обязательно отмечены в Положении о должности. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие материалы

Во что обходится нерациональная оргструктура Оптимизация оргструктуры дает возможность повысить эффективность компании. Но сам процесс изменений далеко не прост. В статье рассмотрены реальные ситуации из практики. Их опыт поможет предостеречь от основных ошибок. Организационная с ...

Метрика эффективности Российский бизнес растет, вместе с масштабом увеличивается и сложность управления, перед компаниями встают все новые задачи. В этой ситуации топ–менеджерам важно не растратить время по пустякам, а сосредоточиться на ограниченном числе дейс ...