Цикличность развития экономики

Деньги в нашей жизни

Стремительный рывок

Избавив себя от обременительных расходов на модернизацию рудников, шахт, железнодорожных перевозок, японские монополии сделали ставку на мор­ской транспорт, на те новые возможности, что откры­лись с созданием судов-гигантов и механизацией погрузочно-разгрузочных работ.

Бедная полезными ископаемыми, Япония богата . побережьем. Это оказалось огромным преимуществом для страны в условиях удешевления морских перевозок. На каждый квадратный километр японский тер­ритории приходится 72 метра побережья, вдвое боль­ше, чем в другой островной стране — Англии, и в две­надцать раз больше, чем в США,

Извилистая береговая линия Японских островов благоприятствует тому, чтобы почти каждое промыш­ленное предприятие, перерабатывающее импортное сырье в экспортную продукцию, имело собственный порт.

Старые металлургические заводы строились вблизи угольных шахт Кюсю или Хоккайдо. После войны их стали создавать "на воде". С одной стороны насып­ного участка оборудуется приемный порт, где руда, уголь и другое сырье прямо с судов поступают в обра­ботку. А на противоположной стороне отвоеванной у моря территории создается отгрузочный порт, куда поступает готовая продукция. Именно так были заду­маны и построены 15 новых металлургических комби­натов, благодаря которым Япония обеспечила потреб­ности своей индустрии и стала поставщиком стального листа и труб на мировой рынок.

Став продолжением цехов, порты сократили до минимума нужду в железнодорожных перевозках. Япония сейчас почти не знает товарных поездов. Под­считано, что доставить тонну коксующегося угля мо­рем из Австралии в Японию дешевле, чем по железной дороге из Рура в Лотарингию.

Словом, пользуясь преимуществами морских пере­возок, японские фирмы предпочитали покупать сырье в наименее обработанном виде, чтобы максимально обогащать его человеческим трудом, то есть тем ви­дом ресурсов, которым страна наделена в достатке.

На каком-то этапе отсутствие собственной добы­вающей промышленности облегчило Японии задачу сравняться с западными соперниками и даже пере­гнать их. Однако обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, особенно в области энергетических ресурсов, все чаще напоминает об уязвимости япон­ской экономики, ее зависимости от зарубежных источ­ников сырья и энергии.

Тем не менее разгон был взят. В гонку со своими западными соперниками Япония вступила "налегке".

Первой отраслью, в которой Япония завоевала ми­ровое первенство, стало судостроение. Можно напом­нить, что еще в годы второй мировой войны под япон­ским флагом ходили два крупнейших в мире линко­ра—"Ямато" и "Мусаси".

В 1955 году, то есть как раз в ту пору, когда Япония вышла на первое место в мире по судостроению, в США появился первый приемник на транзисторах. Однако перспективность этого события в радиотехнике прежде американцев оценили японцы. Буквально несколько месяцев спустя фирма "Сони" выпустила в широкую продажу карманный радиоприемник. Он положил начало "буму транзисторов"—массированному прорыву на мировой рынок совершенно нового вида продукции с маркой "Сделано в Японии".

''Не столько нашей изобретательностью, сколько умением распознавать неиспользованные возмож­ности чужих изобретений, нам удается опережать зарубежных конкурентов'',—отмечает г-н Масару Ибука,президент фирмы ''Сони''

Президент "Сони" любит повторять, что теряет ин­терес к продукции, как только она перестает быть новинкой. Едва выпуск миниатюрных радиоприемни­ков на транзисторах освоили другие японские компании, "Сони" сделала ставку на цветные телевизоры. Благодаря их высокому качеству и надежности, она сумела победить в конкурентной борьбе даже амери­канские фирмы, которые специализировались на те­левизионной технике еще с довоенных лет.

Чтобы не терять времени иа научные исследования и на внедрение новых открытий в производство, япон­ские предприниматели сделали ставку на импорт зарубежной мысли, на массовое заимствование из других стран передовой техники и технологии.

Ставка на импорт зарубежной технической мысли в целом оправдала себя, хотя имела и отрицательные последствия. Она привела к отставанию фундамен­тальных наук. Японские ученые сосредоточили внима­ние на прикладных исследованиях, видели свою за­дачу лишь в том, чтобы приспосабливать заимство­ванную технологию для массового производства.

Вплоть до 70-х годов американские и западноев­ропейские фирмы продавали свои лицензии в патенты сравнительно дешево. Им казалось, что эта техноло­гия все равно скоро устареет или будет скопирована японцами вовсе без всякого вознаграждения. Но по­том они поняли, что проявили близорукость, недо­оценив угрозу японской конкуренции в дальней пер­спективе. Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы

Особенности развития народного хозяйства России на современном этапе Процесс интеграции промышленного и банковского капитала стал заметным явлени­ем уже в начале нынешнего века. Исходно пре­обладающими формами интеграции были кон­церны и семейные группы. Поиск эффектив­ных форм организации межфирменных отно ...

Цены и ценообразование на продукцию и услуги В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существ ...