Условием эффективного функционирования современной рыночной экономики является многообразие форм собственности. В то же время особенности материально-технической базы каждого предприятия предопределяют его структуру организационное построение, соотношение входящих в него подразделений и их взаимоотношения. Следовательно, каждый субъект хозяйственной деятельности отмечен особыми признаками, сочетающими как экономические, так и организационные отношения, обусловленные спецификой применяемых средств производства, а также сферой деятельности.
Зафиксированное нормами права единство организационных и экономических оснований деятельности хозяйствующих субъектов выступает как его “организационно-правовая форма”.
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы предприятия зависит от личных пристрастий и вкусов, но в основном определяется объективными условиями - сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами самих форм предприятий.
Организационно-правовая форма определяет имущественную ответственность, минимальный размер уставного капитала, порядок управления, источники финансирования и порядок распределения прибыли. Чтобы сделать правильный выбор, надо знать, из чего можно выбирать. Предпринимательство может быть либо индивидуальным, либо коллективным.
Индивидуально-частное предприятие – это предприятие, принадлежащее гражданину на праве частной собственности. Владелец этого предприятия несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности. Это означает, что в случае образования долга он расплачивается всем своим имуществом. Преимущества индивидуально-частных предприятий состоят в их полной хозяйственной самостоятельности. А недостатками являются ограниченные возможности к расширению производства и привлечению капитала, что ведет к банкротству предприятий, т.к. они не могут конкурировать с более крупными.
Поэтому для создания крупного производственного конкурентноспособного предприятия выбирают коллективную организационную форму с ограниченной ответственностью для её учредителей. Наиболее привлекательной формой здесь выступает акционерное общество.
Акционерное общество (АО) – общество, уставной капитал которого разделен на определенное число частей (акций). Это форма предприятия, средства которого образуются за счет объединения капитала, выпуска и размещения акций. АО - объединение юридических и физических лиц, а соответственно и капитала для осуществления совместного использования его (капитала) в целях получения прибыли.
Уставной капитал формируется за счет вкладов акционеров (в любой форме - денежной, ценных бумаг, вещественной, интеллектуальной собственности). Вклад может быть осуществлен в виде патентов, лицензий, ноу-хау. На вложенный капитал акционер получает документ, удостоверяющий о внесении вклада в уставной капитал. Такой документ дает право на управление делами АО; дает право на получение части стоимости имущества после ликвидации АО. В данном вопросе под документом подразумевается акция. Особенность акции как титула собственности состоит в том, что акционер не имеет право потребовать у АО вернуть ему внесенную сумму. Это позволяет АО свободно распоряжаться своим капиталом, не беспокоясь, что часть средств может быть передана совладельцам. Такое условие синтеза средств и ресурсов является рациональным с позиций жизнеспособности и динамизма развития данной формы как крупной коллективной собственности. Это позволяет внедрить передовые достижения НТП. Перейти на страницу: 1 2
Другие материалы
Этапы приватизации государственной собственности и ее результаты В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ в экономике России и промышленных предприятиях в частности в процессе разгосударствления и приватизации, а также состояние процесса преобразования форм собственности, преобр ...
Стратегия дифференциации чем измеряется успех Существует три важнейшие группы проблем, с которыми приходится сталкиваться любому лидеру, взявшему на себя ответственность за выбор пути достижения успеха в бизнесе. Прежде всего это видение будущего и той позиции, которую компания должна занять, пр ...