Южнокорейские компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и машин высокой сложности. Объем импорта машин и оборудования увеличился за 1980—1995 гг. в 10 раз и достиг 37% общего объема импорта. За счет импорта удовлетворяется до 50% спроса на промышленное оборудование.
В основе конкурентных преимуществ южнокорейских товаров длительное время находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины на ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на экспорт.
На осуществление экспортных операций предоставлялись льготные ссуды. С середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов снизилось. За 70—80-е годы реальная заработная плата в промышленности увеличилась более чем в 4 раза, за 1990—1994 гг. — на 1/3, хотя по абсолютному размеру она и сейчас в 3 раза уступает японской.
Издержки на рабочую силу для чеболь увеличились еще больше в связи с отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных расходов рабочих. Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляют правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости.
Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации выступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков таких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта промышленных товаров.
На долю Японии в 1994 г. приходилось 14,1% южнокорейского экспорта и 24,8% импорта, на долю США соответственно —21,4 и 21,1%. В связи с укреплением конкурентных позиций южнокорейских компаний на мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику.
В конце 1989 г. американская администрация исключила Южную Корею, как и другие НИС Азии, из числа государств, имеющих право на экспорт своих товаров в США в рамках Генеральной системы преференций, потребовала открыть южнокорейский рынок для американских товаров и иностранных инвестиции.
Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи со странами АСЕАН. На их долю приходится 14,3% южнокорейского экспорта и 5% импорта. Крупнейшим торговым партнером в данном регионе выступает Сингапур.
Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене технологией. Главной особенностью географической структуры обмена технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а не США.
Внешнеторговый оборот высоко концентрирован. Четыре крупнейших чеболь обеспечивают 57% экспорта страны, который реализуется через торговые компании. Семь торговых компаний сосредоточивают почти 40% экспорта.
Внешняя торговля длительное время сводилась с дефицитом, чему способствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством поддержания внешнего баланса являлось использование внешних ресурсов в различных формах.
Внешняя задолженность страны (млрд. дол.)
1993 | 1995 | 1996 | 1998 | 1999 |
44,1 | 77 | 93 | 154 | 142 |
Экспорт, импорт капитала.
На первых этапах экономического развития это была помощь. Крупнейшим донором помощи являлись США, а также страны Западной Европы. Иностранная помощь, полученная Южной Кореей за 1954—1962гг., составила 8,1% ВВП. Япония только с 1966г. стала предоставлять экономическую помощь.
При ограниченности ресурсов полученная помощь способствовала смягчению трудностей в процессе реорганизации сельского хозяйства и стабилизации жизни народа. Она служила важным источником ресурсов для индустриализации в форме импортзамещения, ускорения формирования новой структуры экономики. С 1955 по 1960гг. внешняя помощь равнялась 78% импорта Южной Кореи. Предоставление прямой экономической помощи было прекращено в 1980г. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие материалы
Воздушные монополии Новосибирск, именуемый в последнее время не иначе, как «центр державы», активно взялся за модернизацию «развилки» воздушных дорог Сибири. Что может дать рядовым потребителям трансформация сибирского узла транспортных артерий - размышляет а ...
Стратегия дифференциации чем измеряется успех Существует три важнейшие группы проблем, с которыми приходится сталкиваться любому лидеру, взявшему на себя ответственность за выбор пути достижения успеха в бизнесе. Прежде всего это видение будущего и той позиции, которую компания должна занять, пр ...