Другой отличительной чертой социальной структуры южнокорейского хозяйства явилось создание весьма мощного государственного сектора, основу которого составила бывшая японская колониальная собственность.
Значительная часть государственной собственности была создана в 60—70-е годы на базе специального закона в целях развития промышленности и становления экспорториентированной экономики.
Государственная собственность охватывает электроэнергетику, строительство шоссейных дорог, производство черных металлов, химических удобрений, использование гидроресурсов, морской промысел, мелиоративные работы в сельском хозяйстве. В 1981г. 24 государственные корпорации давали 10% ВВП.
Механизм хозяйствования Южном Кореи с 1962 г. неразрывно связан с планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. С 1963г. в стране действовало Управление экономического планирования, функции которого в 1994г. были переданы министерству промышленности.
Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.
Важное место в рамках планирования и планов экономического развития в первой половине 80-х годов было отведено такому аспекту структурной перестройки, как свертывание производственных мощностей в отраслях, утративших по разным причинам свои сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, перелив труда и капитала в другие отрасли.
Как и в Японии, в Южной Корее в ряде промышленных отраслей были созданы так называемые депрессионные картели. В рамках таких картелей предприятия и фирмы при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении объемов производства, сохранении лишь части наиболее эффективных и конкурентоспособных производственных мощностей и об условиях перепрофилирования или продаж тех мощностей, которые стали ненужными.
Подобное положение складывалось в электронной промышленности, в производстве минеральных удобрений, в судостроении и других отраслях, при планировании развития которых в прошлые годы были допущены просчеты в прогнозах сбыта или в связи с резким изменением обстановки на международных рынках. Финансировали деятельность депрессивных картелей коммерческие банки под гарантии правительства.
При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в сельском хозяйстве. Важной вехой развития аграрной сферы было кооперирование. В 60-е годы осуществлялось создание снабженческих, сбытовых и кредитных кооперативов, в 70-е годы формировались «коллективы совместной обработки земли».
Организация коллективных хозяйств под контролем государства проводилась в рамках движения за новую деревню, начатого в 1972 г. Оно включало улучшение дорожной сети, мелиорацию и механизацию, создание в сельской местности предприятий для обеспечения работой разорившихся крестьян.
Кредитная система находилась под жестким контролем государства. В начале 60-х годов банки были национализированы, но в последующее время реприватизированы. Государственный банк обеспечивал правительству дополнительный контроль над деятельностью финансово-промышленных групп.
Связь правительственного банка и крупной группы создавала внутренний рынок финансирования, который функционировал более целенаправленно, чем финансовая система свободного рынка, но способствовал увеличению краткосрочной задолженности.
Финансовые институты, которые контролировались государством или находились в собственности государства, предоставляли в основном целевые кредиты и наблюдали за их использованием.
Кредиты предоставлялись на длительный период на льготных условиях, пока компании не становились международно-конкурентными. Правительство прямо или косвенно контролировало до 2/3 капиталовложений, при этом в 60-е годы оно финансировало 20%, в 1972—1975 гг. — 14, 5, в 1976— 1980 гг. — 20, в 1981—1984 гг. — 24, 4% капиталовложений.
Структура ВВП страны в 1994 - 1999 гг. (в процентах ВВП)
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство | 6,5 | 6,2 | 5,8 | 5,4 | 4,9 | 2,7 |
Горнодобывающая отрасль | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Промышленность | 29,0 | 29,4 | 28,9 | 28,9 | 30,7 | 32,3 |
Энергетика | 2,2 | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,3 | 2,5 |
Строительство | 11,2 | 11,3 | 11,6 | 11,6 | 10,1 | 8,9 |
Торговля, рестораны и отели | 12,6 | 12,5 | 12,0 | 11,4 | 10,6 | 11,0 |
Транспорт и связь | 6,6 | 6,6 | 6,6 | 6,6 | 6,9 | 7,4 |
Финансовые и бизнес услуги | 17,7 | 18,1 | 18,6 | 19,1 | 19,6 | 20,2 |
Коммунальные и социальные службы | 4,5 | 4,6 | 4,8 | 5,0 | 5,0 | 5,6 |
Правительственные службы | 7,6 | 7,4 | 7,6 | 7,6 | 8,0 | 7,5 |
Оборона и государственный аппарат | 4,2 | 4,2 | 4,2 | 4,3 | 4,5 | 4,2 |
Общественно-социальные службы, здравоохранение | 3,3 | 3,2 | 3,3 | 3,3 | 3,5 | 3,2 |
Остальные правительственные службы | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,1 | 0,1 |
Непрофилирующие домашнехозяйственные службы | 2,1 | 2,1 | 2,3 | 2,4 | 2,5 | 2,5 |
Пошлины на импорт | 2,8 | 3,1 | 3,2 | 3,4 | 2,8 | 3,0 |
ВВП | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Другие материалы
Управление пакетными видами бизнеса в концепции корпоративной стратегии Каждая из компаний, о которых рассказано ниже, в свое время сделала достаточно большие изменения в характере своей корпоративной стратегии. Причем сделала их не случайно. Эти изменения - результат тщательно продуманных стратегических разработок, кото ...
Учет курсовых разниц по валютным кредитам и займам Глава 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) регулирует операции по кредитным обязательствам. Одна из форм кредитования - заем. Правовые аспекты заключения договора займа, отражают основные признаки других форм кред ...