Цикличность развития экономики

Деньги в нашей жизни

Анализ предпринимательской деятельности отраслевых корпораций

Как показывает зарубежный опыт функционирования отраслевых корпораций, наиболее весомым фактором их эффективной деятельности является непосредственно - отрасль, в которой осуществляется основная операционная деятельность самой корпорации. При этом отрасль рассматривается не как узко специализированная сфера деятельности, а преимущественно как доминирующий фактор стратегического развития и конкурентного преимущества всей отраслевой корпорации, на основе которого и строится вся ее стратегия, а также предприятий ее участников.

Поэтому для получения наиболее доминантных конкурентных преимуществ отраслевой корпорации необходимо проводить постоянный мониторинг всей отрасли, отыскивая наиболее уязвимые стороны конкурентов с целью их использования, повышения барьера входа конкурирующим корпорациям и компаниям на рынки сбыта совей продукции 1. При этом необходимо постоянно искать новые дополнительные возможности для роста данной отраслевой корпорации, сочетая мониторинг рынка со всевозможными инструментами и механизмами, способствующими всестороннему отраслевому анализу.

Рассмотрим некоторые основные методы и подходы, используемые при мониторинге и разработке стратегии развития всей совокупности участников отраслевой корпорации, начиная от получения ресурсов и кончая сбытом готовой продукции. Для этого первоначально в рамках данной статьи выделим основные экономические характеристики отрасли (табл. 1.).

Таблица 1

Основные характеристики отрасли

Размеры рынка;

Масштабы конкуренции;

Темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок;

Число конкурентов и их относительные размеры;

Количество покупателей и их финансовые возможности;

Идет ли интеграция "вперед" или "назад"

Направления и темпы технологических изменений как в процессе производства, так и в создании новых продуктов;

Легкость вхождения в отрасль и выхода из нее;

Являются ли продукты / услуги фирм-конкурентов высоко-дифференцированными, слабо - дифференцированными или практически одинаковыми. Имеют ли возможность участники корпорации осуществлять экономию на масштабах производства, транспортировке, маркетинге или проведении рекламных мероприятий;

Является ли высокая степень загрузки производственных мощностей наиболее важным условием для достижения низкого уровня издержек производства;

Имеет ли кривая "обучение / опыт" в отрасли такой вид, чтобы средняя цена изделия уменьшалась по мере роста кумулятивного выпуска продукции;

Осуществляются ли в отрасли необходимые капиталовложения;

Имеет ли отрасль доходность выше или ниже среднего уровня прибыли в целом.

Исходя из этих характеристик, можно построить комплекс работ по разработке и внедрению стратегии развития отраслевой корпорации, который можно условно разбить на следующие крупные блоки (рис. 13).

Анализ инвестиционной привлекательности отрасли 2. Данный блок является важнейшей составной частью при разработке стратегии развития отраслевой корпорации. Цель проведения анализа общего положения в отрасли и конкуренции в ней - получить ответы на семь вопросов:

каковы основные экономические показатели, характеризующие отрасль?

какие конкурентные силы действуют в отрасли, и какова степень их влияния?

что вызывает изменение в структуре конкурентных сил отрасли, и какое влияние эти факторы окажут в будущем?

у каких отраслевых корпораций наиболее сильные / слабые конкурентные позиции?

кто скорее всего определяет, в какой области пойдет конкурентная борьба в ближайшем будущем?

какие ключевые факторы определят успех или неудачу в конкурентной борьбе?

насколько привлекательна отрасль с точки зрения перспектив получения прибыли выше средней?

Ответы на перечисленные вопросы формируют основу понимания среды, в которой действует отраслевая корпорация, и создают базу для разработки стратегии ее развития, соответствующей общей ситуации и современным отраслевым тенденциям. Следует отметить, что качественный и глубокий анализ привлекательности отрасли служит важным аргументом в совместной деятельности отраслевой корпорации с банками, потенциальными портфельными и стратегическими инвесторами, поскольку владельцам свободных ресурсов необходимо иметь ориентиры для оптимизации своих вложений. В рамках рассматриваемого анализа используется набор приемов и методических подходов, который позволяет максимально объективно оценить изменяющиеся условия, определить характер и уровень конкурентной борьбы в отрасли, в том числе между отраслевыми корпорациями. Алгоритм проведения анализа состоит из двух этапов и включает оценку уровня интенсивности конкуренции и стадии ее развития. Ключевое место в данном анализе отводится изучению конкурентной борьбы - первый этап. Для этих целей используется модель движущих сил конкуренции, автором которой является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер 3. В соответствии с ней на интенсивность конкуренции влияют такие факторы, как угроза входа в отрасль новых производителей и со стороны продуктов-заменителей, внутриотраслевая конкуренция, давление на производителя покупателей, а также поставщиков сырья и материалов (рис. 14). Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Классические модели стратегического анализа и планирования модель HOFERSCHENDEL Хофеp впеpвые пpедставил эту модель в своей pаботе Conceptual Construct for Formulating Corporate and Business Strategies (“Концептуальные идеи для фоpмулиpования коpпоpативной и бизнес-стpатегий”). Позднее он включил ее в pаботу, написан ...

О простом смысле экономики Сегодняшние представители экономической науки очень любят подчеркивать абсолютную неизбежность пугающей многих объемистости их теоретических трудов, используя зачастую в качестве эпиграфа для таковых следующие известные слова своего велико ...