С 1992 года в Казахстане начата, а с конца 1993 года более активно ведется работа по реформированию его экономики на путях рыночных отношений. Именно за эти годы активизировался процесс формирования многоукладной экономики. К концу 1995 года в республике действовали 91,3 тыс. хозяйствующих субъектов, 73,4 тыс. из которых представляли негосударственный сектор экономики. Удельный вес продукции промышленности, произведенной в 1995 году предприятиями негосударственного сектора экономики, составил 30,4%; в сельском хозяйстве доля объема валовой продукции составляет 38,9%. В республике развивается предпринимательство, средний и малый бизнес: к началу 1996 года работали 21,3 тыс. предприятий и организаций, представляющих их, где было занято 147,2 тыс. человек. Наряду с другими факторами, этому способствует продолжающийся процесс разгосударствления и приватизации. Только в 1993-1995 гг., в рамках малой приватизации, продано 9 тыс. различных объектов, а по программе массовой приватизации, которая ныне практически завершилась, на аукционах продано еще 2 тыс. предприятий (в основном в сфере обслуживания); из 2120 совхозов и других более-менее крупных сельхозпредприятий 93% также подверглись разгосударствлению и приватизации. В результате приватизации и формирования негосударственного (рыночного) сектора экономики, класса собственников, в частные руки уже перешло около 60% уставных фондов приватизированных предприятий.
Казахстан интенсивно ищет новые пути выхода из создавшегося за последние годы глубокого экономического и социального кризиса путем оздоровления прежде всего своих базовых отраслей экономики. Одним из таких направлений становится передача крупных промышленных предприятий в контрактное управление отечественным и иностранным фирмам (за последние 2 года было заключено 42 контракта).
Внутриконтинентальное положение Казахстана, удаленность от морских путей и международных транспортных артерий создают серьезные проблемы для его экономического развития. К тому же, в результате целенаправленной политики советского периода его транспортная и коммуникационная системы скорее соединяли Казахстан с Россией, чем различные по уровню развития и удаленные друг от друга на тысячи километров регионы самого Казахстана.
Инфраструктура Казахстана до сих пор, в основном, ориентирована на обслуживание экономики СНГ: здесь все еще отсутствует нефтепровод, соединяющий основные месторождения на западе Казахстана с крупными нефтеперерабатывающими заводами на северо-востоке и юге республики; передаточные и распределительные электросети на севере и юге Казахстана не соединены, хотя его мотаная северная система подключена к российской сети (куда уходит значительная доля электроэнергии), а южная - к сетям Кыргызстана и Узбекистана (оттуда Казахстан получает также значительную долю потребляемой электроэнергии). Казахстан используется как промежуточная зона для большого потока природного газа из республик Средней Азии в Россию, а свой природный газ без какой-либо переработки переправляет также в Россию, но не своим потребителям даже в том же западном регионе, где газ добывается. И поэтому сейчас главной задачей для Казахстана стала необходимость совершенствования внутриреспубликанских связей, а также модернизация большей части существующей инфраструктуры.
К сожалению, за период независимости Казахстана несырьевые секторы экономики находились на периферии интересов каждого из правительств республики. Как следствие, теперь у нас аграрная, пищевая и другие отрасли остаются неразвитыми. с. 10-12 Перейти на страницу: 1 2 3 4
Другие материалы
Экономическое обоснование разработки программного продукта Темой практической работы, согласно заданию Учебно-методического пособия, мною был выбран программный продукт, программа кодирования справочников ЛПУ и должности разработанного мною для внутреннего пользования в Краснодарском медицинском в ...
Воздушные монополии Новосибирск, именуемый в последнее время не иначе, как «центр державы», активно взялся за модернизацию «развилки» воздушных дорог Сибири. Что может дать рядовым потребителям трансформация сибирского узла транспортных артерий - размышляет а ...