Цикличность развития экономики

Деньги в нашей жизни

Концентрация рынка и ее оценка

Диверсификация - это многоотраслевое объединение технологически разнородных предприятий близких отраслей. Такие диверсифицированные компании получают выгоду от внутренней кооперации, проявляющуюся в росте прибыли, снижении издержек, сокращении потребности в инвестициях.

Конгломерация означает объединение под единым финансовым руководством фирм, не имеющих производственных связей и принадлежащих к различным сферам экономики. Формирование конгломератов происходит путем слияний и поглощений.

Основной целью образования конгломерата может быть рассредоточение риска путем распределения капитала по отраслям; освоение новых рынков, образующихся "на стыке" прежних видов производства; наиболее эффективное использование достижений науки и техники при применении их одновременно в разных областях. Основной организационной формой такие объединения является концерн.

Существование процессов диверсификации и конгломерации во многом объясняется наличием монопольных барьеров, препятствующих проникновению в отдельные сферы рынков, а также антитрестовское законодательство, запрещающее слияние горизонтального и вертикального типа.

Для оценки рыночной концентрации и степени контроля рынка крупными фирмами используется несколько методов:

1) Определение размера чистых прибылей, получаемых фирмами и отраслями, так как предполагается, что норма или масса прибыли в отрасли напрямую зависят от степени рыночной концентрации. Недостатки этого метода связаны с ненадежностью статистики прибылей, завышением фирмами издержек, применением различных схем амортизации и списания убытков.

2) В связи с тем что монополистическая власть и концентрация могут приводить к ценам, превышающим предельные и средние издержки производства, одним из возможных методов ее оценки является определение степени превышения рыночными Ценами предельных или средних издержек. В этих целях рассчитывается индекс Лернера, позволяющий определить отношение разности между ценой и издержками к цене.

Структура и функции рынка

По своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений выступают здесь цены. Хотя обмен товаров происходил во всех прежних укладах, но господствующее положение рынок приобрел в капиталистическом обществе, поскольку здесь товаром становится также рабочая сила, продаваемая на рынке труда.

В рыночном хозяйстве все имеет свою цену. Продавая продукт своего труда, вы получаете за него деньги, на которые покупаете нужные товары. При этом цены на рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Когда спрос на товар возрастает, рынок немедленно на это реагирует повышением цену. Таким образом, покупатель (Своими деньгами как бы "голосует" за увеличение производства нужного ему товара). Производитель, получая этот сигнал на рынке, стремится удовлетворить возросший спрос, поскольку это принесет ему дополнительный доход. Если товара на рынке оказывается слишком много, то цены на него падают, и это заставляет производителей уменьшить его выпуск. Таким путем достигается координация поведения производителей и потребителей, которая не требует никаких разрешений и директив от какого-либо планирующего или руководящего центра.

Создается впечатление, что рыночный механизм функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется путем проб и ошибок. Производителю трудно сразу определить точно спрос, несмотря на всевозможные способы изучения конъюнктуры рынка. Поэтому, если его расчет оказывается неверным, то ошибка исправляется рынком: при дефиците цена на товары повышается, при перепроизводстве, напротив, падает. Такая корректировка приводит к установлению равновесной, стабильной цены. Однако она не остается неизменной на протяжении длительного времени, поскольку с изменением конъюнктуры на рынке достигнутое равновесие сменяется неравновесием, которое в свою очередь приводит к новому равновесию, и такого рода циклы постоянно повторяются. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие материалы

Как упорядочить процесс разработки стратегии Cлучается ли Вам делать три очень серьезных — и подчас абсолютно неверных — предположения? Не приступайте к оценке степени неопределенности на рынке, если не хотите отказаться от своих любимых формул.Смелые решения и проработка различных ...

Формы бухгалтерского учета Совокупность учетных регистров, используемых организацией для отражения хозяйственных операций, образует форму бухгалтерского учета. Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимоде ...