Как правило, в соответствии с законодательством большинства стран на их территориях могут создаваться и функционировать предприятия, на 100% принадлежащие иностранным юридическим или физическим лицам. Эти предприятия регистрируются как юридические лица страны базирования. Не является исключением и Россия.
Организация и деятельность компаний, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, но зарегистрированных по российскому законодательству, определяются законодательством нашей страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, уровень налогообложения, ограничения по приобретению пакетов акций в отдельных отраслях, порядок перевода прибылей, подчинение трудовому законодательству.
Эти компании вынуждены практически “врастать” в экономику страны базирования. Они не могут избежать взаимоотношений с российской кредитно-банковской системой, налоговыми органами, с национальными поставщиками энергоресурсов и т.д.
Если говорить о преимуществах данной организационной формы ведения международного бизнеса, то следует отметить, что практически любой бизнесмен предпочитает полностью владеть предприятием в другой стране, поскольку в этом случае упрощается контроль за его работой и нет необходимости делиться прибылью с кем-либо. До тех пор, пока нет других совладельцев, руководство свободнее в принятии мер, которые неоптимальны для конкретных операций в конкретной стране, но наилучшим образом работают на пользу компании в целом. При наличии местных партнеров свобода действий головной фирмы уменьшается, так как даже незначительные мелкие акционеры могут апеллировать к правительствам своих стран по поводу практики, ущемляющей их интересы. Даже в тех случаях, когда владельцы контрольного пакета акций действуют, как им представляется, в интересах компании, могут возникнуть конфликты с местными акционерами из-за расхождений во мнении о том, как следует вести дела. Зоны возможных конфликтов – это размер дивидендов в сравнении с объемом удерживаемой от распределения части прибыли, уровень информированности широкой публики о деятельности фирмы, степень сотрудничества с различными государственными учреждениями.
Предприятия, полностью принадлежащие иностранным юридическим или физическим лицам, как и совместные предприятия, могут создаваться путем регистрации новой компании или путем приобретения местных предприятий, имущественных комплексов, в том числе и в процессе приватизации.
Создание новой компании за рубежом – это, как правило, самый дорогостоящий вариант, требующий немало времени и сопряженный с большим риском, так как при этом приходится действовать в незнакомой обстановке. Издержки на создание компании могут быть велики. Кроме того необходимо хорошо знать местные условия, особенности рынков, а также обладать известной и авторитетной торговой маркой.
Второй путь получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку позволяет использовать уже имеющиеся клиентуру и знание рынка местными фирмами.
Приобретение действующего иностранного предприятия дает возможность инвестору сразу включиться в местные структуры, использовать связи и авторитет приобретаемой компании. При этом варианте намного ускоряется начало деятельности фирмы, отпадает необходимость в осуществлении бюрократических операций, связанных с регистрацией и организацией деятельности новой компании.
Зачастую ТНК скупают акции компаний, испытывающих финансовые затруднения. Довольно часто скупке акций предшествует длительное деловое сотрудничество в производственной, торговой и финансовой сферах.
Приобретение зарубежных предприятий – это наиболее распространенный путь, используемый нацеленными на свое развитие транснациональными корпорациями в настоящее время. Ярким примером того является, в частности, автомобильная промышленность. Так, немецкий концерн Volkswagen в последние годы приобрел несколько зарубежных фирм, в ряду которых Audi, чешская Skoda и испанская SEAT. Volkswagen выступает среди претендентов на приобретение компании Rolls-Royce Motor Cars, пакета акций шведского Volvo. BMW еще три года назад приобрел автомобильную группу Rover.
Особенно разгораются сейчас страсти вокруг объявленной к продаже компании Rolls-Royce Motor Cars, выпускающей суперэлитные автомобили. Среди возможных покупателей, помимо концерна Volkswagen, можно назвать Ford, BMW, Daimler Benz, итальянский концерн FIAT, японскую Toyota. Борьба между ними еще впереди, но уже сейчас звучат недвусмысленные угрозы со стороны BMW прекратить поставки двигателей для Rolls-Royce Motor Cars в случае попадания компании в “плохие руки”. Перейти на страницу: 1 2 3
Другие материалы
Метрика эффективности Российский бизнес растет, вместе с масштабом увеличивается и сложность управления, перед компаниями встают все новые задачи. В этой ситуации топ–менеджерам важно не растратить время по пустякам, а сосредоточиться на ограниченном числе дейс ...
Энергетика в устойчивом развитии мирового сообщества Массовыми явлениями в последние десятилетия стали расширение мировых хозяйственных связей, усиление региональной интеграции и международного разделения труда, интенсификация на новом межнациональном уровне централизации и концентрации прои ...