отсутствует система распределения молодых специалистов, а прием на оборонные специальности зависит от “угадывания” вузом потребностей рынка с 5-6 летним временным циклом подготовки;
закрепление кадров молодых специалистов на предприятиях ОПК, с которыми возникают существенные трудности в связи с низким уровнем оплаты труда, неуверенностью в долгосрочной перспективе предприятия и нестабильностью политики государства в отношении оборонно-промышленного комплекса;
из-за отсутствия планов военных ведомств, которые формируют военную доктрину России, у промышленных предприятий нет госзаказа и долгосрочных планов создания образцов военной техники. В такой ситуации предприятия не могут заранее сделать заказ на целевую подготовку кадров с учетом собственных возможностей. Нарушена “технология” разработки и производства продукции ОПК; составной частью этой технологии являлась подготовка и переподготовка кадров.
В ряде случаев не достаточно эффективными в решении кадровых проблем остаются и меры органов федеральной службы занятости соответствующих регионов. Последние, в соответствии с заключенными соглашениями с предприятиями и организациями оборонных отраслей промышленности призваны оказывать содействие в вопросах обеспечения занятости и направлять в первоочередном порядке на переобучение и переквалификацию работников, которые будут заняты на создаваемых в рамках конверсионных программ новых рабочих местах.
Прогнозируя ситуацию в этой сфере на 5-7 лет, можно сделать следующие предположения:
Отток и естественный уход кадров сделает свое дело – система создания новых образцов техники не сможет эффективно функционировать из-за низкого уровня кадрового обеспечения на всех этапах жизненного цикла изделия.
Экстренные меры в области подготовки кадров в этом случае не дадут отдачи, поскольку уровень кадровой подготовки – более инерционный механизм, чем уровень технической подготовки производства.
Основополагающими элементами государственной кадровой политики в интересах обороны должны быть:
структурные преобразования, закрепляющие реальное межведомственное (межотраслевое) взаимодействие в развитии научно-технологических направлений, приоритетных для национальной безопасности;
восстановление Государственного заказа на подготовку научных и инженерных кадров;
непрерывное профессиональное образование, начиная со старших классов средней школы;
восстановление прямых связей с оборонными промышленными предприятиями, организациями и научными учреждениями для развития материально-технической базы учебно-научного процесса;
широкая социальная поддержка научно-педагогических кадров, занятых в профессиональном образовании по специальностям оборонного профиля с привлечение ведущих ученых и инженеров, высококвалифицированных рабочих из оборонных отраслей промышленности.
Анализ многолетнего опыта сотрудничества высшей школы и промышленности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров позволяет сделать следующие обоснованные заключения:
интеграция образования, науки и производства может стать основой эффективной системы целевой подготовки кадров для ОПК;
ядром такой системы могут быть учебно-научно-производственные центры (УНПЦ), создаваемые на базовых предприятиях оборонных отраслей промышленности.
Не требует ни прямых, ни косвенных затрат следующие меры государственного характера, направленные на выход из кризиса научно-технической сферы наукоградов, ЗАТО, в целом фундаментальной науки, которая является базой развития оборонно-промышленного комплекса страны:
Полное освобождение госбюджетных организаций от налогов и других платежей (таможенных, нотариальных и т.д.), имеющих точкой отправления федеральный бюджет. Целесообразность и эффективность такой меры, а также ее “бесплатность” для государства очевидна – действительно, ведь уплата платежей в бюджет из бюджетных денег – это просто омертвление части бюджетных средств на время его прохождения по замкнутому кольцу бюджет – институт – некий промежуточный счет (налоговая инспекция, таможня и т.д.) – бюджет. Кроме того, при прохождении этого кольца волей-неволей из бюджетных денег “подкармливаются” промежуточные организации: банки, местные налоговые инспекции и т.д., для чего бюджетные деньги, выделенные на науку, наверняка не предназначались. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Другие материалы
Пути улучшения учета затрат и анализ использования грузового автотранспорта Проводимая в нашей стране экономическая реформа имеет своей целью поднять экономику до уровня современного цивилизованного общества. Опыт развитых стран показывает, что при активном содействии государства экономические реформы позволяют ...
Сравнительный анализ потенциала и эффективности экономики российских регионов Перспективы развития экономики региона во многом определяются его экономическим потенциалом, эффективностью его использования и условиями хозяйствования в стране и в регионе. Последние влияют как на изменение потенциала (он растет или умен ...