Третье условие начинает выполняться тогда, когда люди перестают верить в то, что продолжение прежней экономической политики управляющими органами приведет к изменению положения в лучшую сторону. Неверию в эффективность политики центра способствуют пропаганда ее "успехов", сокрытие реальной информации о социально-экономических процессах, потеря контроля над хозяйственной ситуацией, о чем свидетельствуют рост цен, незавершенные и неэффективные инвестиционные проекты, корректировки и невыполнение планов, увеличивающееся число аварий и катастроф на отдельных инфраструктурных объектах. Доверие к центру исчезает совсем, если считающиеся необходимыми реформы, прокламируемые или нет официально, не осуществляются и отсутствуют признаки готовности провести их в жизнь. Ускорить развязку могут централизованное повышение розничных цен, замораживание заработной платы, денежная реформа, увеличение производственных норм и т.п. Указанные мероприятия, сами по себе способные вызвать системный конфликт, обычно лишь приближают его наступление, являясь тем самым поводами, а не самостоятельными причинами такого конфликта.
Изолированный конфликт может возникнуть и при отсутствии кризиса деятельности данной производственной системы. Основные непосредственные причины здесь - конфликтные действия управляющей подсистемы и (или) кризис в одной или нескольких неконтролируемых последней сферах.
Приведем примеры причин, входящих в две эти группы.
1. Действия органов управления:
1) снижение сдельных расценок, премий и т.п.;
2) увеличение производственных норм;
3) снижение продолжительности отпусков;
4) введение более тяжелого расписания работы;
5) принудительные сверхурочные в выходные и праздники;
6) использование персонала на работах, которым он не обучался;
7) нарушения техники безопасности, плохие условия труда;
8) незаконные увольнения;
9) задержка оплаты за уже сделанную работу.
2. "Объективные" обстоятельства:
1) перебои в снабжении продуктами питания, водой, теплом;
2) транспортные и жилищные проблемы;
3) ухудшение экологической обстановки.
В условиях экономической реформы появляется новая форма возможных конфликтных действий управляющих органов - продолжительное сохранение прежних правил хозяйствования для данной производственной единицы.
Всё лучшее в природе принадлежит всем вместе. Что делать законам там, где царствуют одни деньги?
Петроний (? - 66 г. н.э.)
1. Причины
Как отмечалось выше, в плановой экономике к сокращению производства ведут, рано или поздно, исчерпание запасов ресурсов относительно высокого качества при крайне низких темпах технического прогресса, нарастающий износ основных фондов (модернизация которых откладывается ради выполнения текущих планов), нетехнологичная эксплуатация оборудования, ослабление стимулов к труду вследствие порождаемого вышесказанным и растущего дефицита потребительских благ и услуг, а в поздней фазе - инвестиционный скачок, ведущий лишь к омертвлению средств в грандиозном незавершенном строительстве, и денежная "накачка", приводящая к всплеску расточительного бартера.
Абсолютно необходимая в начале рыночных преобразований ликвидация вызванного только что описанным макроэкономического неравновесия между спросом и предложением ("инфляционного навеса"), осуществляемая посредством либерализации цен при отсутствии у предприятий информации о величине навеса, ведет к перескоку через равновесный уровень цен и краткосрочному сокращению производства. В этом же направлении действуют исчезновение спроса на ненужную продукцию, устранение нерациональных хозяйственных связей, снижение потребности потребителей в запасах перестающих быть дефицитными товаров и уменьшение бюджетных расходов (прежде всего, оборонных, централизованных капитальных вложений и дотаций убыточным предприятиям) в условиях объективной невозможности мгновенного переключения производства на продукцию, пользующуюся спросом.
Параллельная либерализация внешней торговли в условиях, когда значительная часть обрабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства в мировых ценах убыточна в силу неконкурентоспособности технологий, практики и результатов хозяйствования ранее централизованно планируемых (и поэтому не заинтересованных тогда в эффективности только что перечисленного) предприятий, ведет к резкому долгосрочному сокращению спроса на их продукцию при ценах, обеспечивающих отечественным производителям минимальную рентабельность, значительному росту доли импорта в розничном товарообороте, серьезной недогрузке отечественных производственных мощностей, уменьшению валового внутреннего продукта, реальных доходов и уровня занятости, которое не могут остановить такие формы адаптации предприятий к снижению конечного спроса (и уклонения от налогов), как бартер, неплатежи и иные формы неденежных расчетов. Перейти на страницу: 1 2 3
Другие материалы
Экономический анализ предприятий (применение АСУП) Анализ (от греч. - analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом ...
Эффективность управления предприятием на примере АО Астек Одно из самых важных направлений программы реформ, проводимых в нашей стране, является перестройка систем управления предприятиями. Особое значение эта проблема имеет на уровне тех предприятий, положение которых в рыночной экономик ...