Цикличность развития экономики

Деньги в нашей жизни

Задачи бюджетирования

Система бюджетирования, как процесс формирования, утверждения, контроля и анализа исполнения бюджетов, включает в себя:

Структуру планов;

Ответственность за формирование и исполнение планов;

Процедуры формирования и утверждения планов;

Процедуры исполнения планов;

Процедуры контроля исполнения планов и анализа отклонений.

Г-н Молвинский перечислил проблемы, которые могут появиться по каждой составляющей бюджетирования.

Если компания не очень заинтересована во внедрении бюджетирования, то она может начать его постановку с самостоятельной разработки форматов (структуры) бюджетов. Это длительный и трудоемкий процесс. Ведь нужно согласовать и утвердить различные классификаторы (активов, затрат, доходов и проч.). На это могут уйти годы. На самом деле образцы форматов можно, например, найти в сети Интернет, а затем «подогнать» под свои потребности.

Также важно определить ответственных за бюджеты. Часто руководство ошибочно полагает, что за формирование и исполнение планов отвечают планово-экономический департамент или финансово-экономическая служба. Это приводит к тому, что нефинансовые подразделения не планируют, не контролируют и не исполняют бюджеты. А ведь за свой план каждое подразделение отвечает самостоятельно, являясь центром ответственности. Финансисты отвечают только за бюджеты по финансовой деятельности (кредитов и займов, собственных акций, краткосрочных финансовых вложений и проч.).

Лектор отметил, что главной проблемой бюджетирования является отсутствие процедуры исполнения планов. Почему-то многие полагают, что нужно только рассчитывать отклонения фактических показателей от плановых. В действительности, нужно управлять исполнением. Бюджетный контролер должен проверять, соответствуют ли договоры и платежи бюджету. Для этого в компании вводятся:

Авторизация договоров и договорных документов. Эта мера предполагает, что у каждого документа в шифре должна быть закодирована статья бюджета и центр ответственности. На крупных предприятиях процедура проверки договора происходит автоматически в информационных системах. Если договор не соответствует бюджету, то система не позволит выполнить заказ.

Заявки на оплату. Все наличные и безналичные платежи проходят авторизацию с помощью этого документа. Он содержит сведения об инициаторе, назначении и сроке платежа, ссылку на документ-основание (обычно договор), код выплаты по классификатору, отметку бюджетного контролера о соответствии заявки бюджету выплат на текущий период времени.

Эти нововведения являются основой процедуры исполнения бюджета. «Доступ к деньгам должен быть сложным», - подытожил лектор. Авторизация договоров и заявки на оплату даже косвенно снижают затраты, так как работники ощущают ответственность за свои действия.

Редакция благодарит Международный центр финансово-экономического развития за содействие в подготовке материала (www.seminar.ru)

Препятствие – тарифное ценообразование Кирилл Казанцев, заместитель директора аудиторской фирмы «Экономикс бюро»: «Наша фирма участвовала в процессе постановки системы бюджетирования на ОАО «Свердловскоблгаз» и столкнулась с рядом препятствий на пути к внедрению системы. Во-первых, было сложно определить, кто несет ответственность за выполнение конкретных бизнес-процессов в компании. Это удалось выяснить после того, как мы смоделировали все основные бизнес-процессы. Во-вторых, нужно было создать собственные формы и показатели бюджетов, потому что классические образцы не вполне устраивали руководство. В связи с действующей на предприятии тарифной системы ценообразования определение финансово-экономических показателей, за которые ответственны ЦФО, требовало нестандартного подхода. Поэтому пришлось разработать особые (индивидуальные) показатели, определяющие эффективность деятельности участков реализации природного газа. Результатами внедрения бюджетирования стали улучшение управляемости и прозрачности бизнеса, оптимизация использования ресурсов и повышение инвестиционной привлекательности и капитализации компании».

Другие материалы

Оценка имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал Внесение активов в качестве вклада в уставный капитал является одним из способов их поступления на вновь созданные организации, а также в том случае, когда организация увеличивает свой капитал. В том случае, если активы вносятся в счет ...

Организационные формы международного бизнеса российская практика Современный этап развития международного бизнеса характеризуется глубокими изменениями во всей его системе. Существенной чертой его становится глобализация, подразумевающая усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер деятельн ...