Т-рия Альфреда Маршалла, основы к-рой изложены в “Принципах полит. экон-и” (1890), положила начало новому направл-ю современ. буржуаз. экономич. науки – неоклассич. политэкон-и. М. был принципиал. противником труд. т-рии стоим-ти. хотя он пользов-ся понятием стоим-ти, но в действит-ти сводил ее то к издержк. произв-ва, то к цене равновесия. Предлаг. изуч-е закономер-ей взаимод-я спроса и предлож-я, что позволит создать новую т-рию цены. Итак, в центре внимания экономистов кембридж. школы находился механизм рыночн. формиров-я цен. Поск-ку М. признавал только функцион-ый анализ, все три параметра р-ка (цена, спрос, предлож-е) рассматр-сь вместе, в их взаимодей-и. С одной стороны, считал он, рыночн. механизм, действуя в усл-ях неограничен. конкур-ции, устанавл-ет завис-ть спроса и предлож-я от цены. Напр-р, если на р-ке цена товара растет, то спрос на него сниж-ся, а предлож-е увелич-ся. А когда цена идет вниз, спрос повыш-ся, предлож-е сокращ-ся. Выходит, что рыночн. цена в ходе своих колебаний станов-ся устойчив. ценой (ценой равновесия), к-рая устанавл-ся в точке пересеч-я крив. спроса и предлож-я, т.е. тогда, когда спрос на товар уравнив-ся с его предлож-ем. М. делал вывод, что цена спроса, к-рую покупатель согласен уплатить за товар, опред-ся полезн-ью товара, при этом саму полезн-ть рассматр-л как максимал. цену, к-рую может уплатить за товар покуп-ль. С др. стороны, рыночн. сис-ма работает в противоположн. направл-и, определяя движ-е цены соотнош-ми спроса и предлож-я. Напр-р, цена, превышающая уровень равновесия, стимулирует расшир-е предлож-я. Предлож-е, обгоняя спрос, заставл. цену перемещ-ся обратно, к отметке равновесия. Если же рыночн. цена оказыв-ся ниже цены равновесия, то она подталкивает вверх спрос. Тот увеличив-ся, опережая предлож-е, что влечет за собой повыш-е цены в сторону точки равновесия. Согл. М., это идеальная картина рыночн. взаимодей-я, когда спрос и предлож-е в равной мере влияют на измен-я цены. Но, при исслед-и кратковремен. пер-да, проявл-ся одни закономер-ти, когда анализир-ся длительная перспектива - др. Равноправие исчезает: то спрос, то предлож-е берет на себя роль главн. регулятора цены. В рамках краткосрочн. интервала приоритет получ. спрос, т.к. предлож-е более инерционно, не поспевает за постоян. колебаниями спроса. В пределах небольш. отрезка времени величина предлож-я приобрет. поэтому постоян. хар-р. Тогда спрос превращ-ся в решающий ценообразующий фактор, и любое его повыш-е ведет к росту цены. В этом случае возник. разница м-ду новой, более высок. ценой товара и издержками его произв-ва и нормальн. прибылью. У предприним-ля образ-ся времен. дополнит-ый доход (квазирента). По мере развертыв-я произв-ва, рано или поздно реагирующего на возраст-е спроса, увелич-ся размеры предлож-я, а цена идет вниз, уничтожая квазиренту. В долгосрочн. перспективе, роль основн. ценообразующей силы переходит к предлож-ю и связанным с ним денежн. издержкам произв-ва. Чем длительнее анализируемый пер-д времени, тем сильнее их воздейс-е по сравн-ю с влиянием спроса. Анализ спроса и предлож-я, отклоняющих рыночн. цену от уровня равновесия, оставляет открытым ?-с о том, чем определ-ся сама цена равновесия. Решение М. - денежн. издержки произв-ва. Оно неудовлетв-но, поск-ку сами издержки зависят от цен факторов произв-ва. Получ-ся, что происх. объясн-е цены ценами. Ответ можно найти лишь в трудов. т-рии стоим-ти Маркса. Представ-т интерес разработан. М. конц-ция эластичн-ти спроса – это функциональн. завис-ть спроса от измен-я цен. Он поставил спрос на определен. товар в завис-ть от 3-х главн. факторов: предел. полезн-ти, рыночн. цены и денежн. дохода, используем. на потребл-е. Особое место отвод-сь предел. полезн-ти. Поск-ку она равна той максимал. цене, к-рую покупатель еще согласен уплатить за данный товар, она станов-ся верхним пределом колебаний рыночн. цены. Максимал. цена, явл. независимой от р-ка ценой спроса и определ-ся только потребн-ью в товаре и его запасом. Что означ. эластич-ть спроса? Предположим, что величины предел. полезн-ти и дохода постоянны. Допустим, что рыночн. цена какого-то товара увелич-сь (уменьш-сь) на 1%, а спрос на него, испытыв-щий влияние этой цены, сократился (возрос) более чем на 1 %. Тогда, по М., движ-е спроса было эластич. по цене. Соответ-но спрос считался неэластич., когда он менялся менее чем на 1% при однопроцентных колебаниях рыночн. цены.
Другие материалы
Лизинговые платежи В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона №164-ФЗ под лизинговыми платежами понимается общая сумма арендных платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в нее входят: - возмещение затрат лизингодателя, связанных с прио ...
Эффективность производства в легкой промышленности в условиях рыночной экономики Цель данной курсовой работы – показать значение эффективности производства в легкой промышленности в условиях рыночной экономики. С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело и ...