Австр. школа при разраб-ке т-рии предел. полезн-ти игнорир-ла анализ проц-са произв-ва и труда. Однако, она разраб-ла т-рию производит-ых благ, в к-рой предприним-ся попытка психологизир-ть издержки произв-ва и трактовать их как своеобразн. полезн-ть. Все блага были разделены на потребительные, удовлетв-щие личные потребн-ти, и на производствен., к к-рым отнесены сред-ва произв-ва и труд. При этом труд рассматрив-ся не как живой творческ. проц-с, а как одно из многочисл-ых благ и отждествл-ся со сред-ми произв-ва. Чем же определ-ся стоим-ть этих благ? Представит. австр. школы Фридрих Визер, а вслед за ним и Бём-Баверк, исходя из общего принципа определ-я ценн-ти полезн-ью, заявляли: производител. блага своей стоим-ти не имеют, поск-ку прямо не удовлет-ют человеч. потребн-ти. Эти блага трактов-сь ими как будущие потребит. блага. Полезн-ть производит. благ определяли полезн-ью потребит-ых благ. Следов-но, стоим-ть издерж. произв-ва имеет производный хар-р и отражает только стоим-ть конечн. продукта. Бём-Баверк писал, что не издержки произв-ва дают ценн-ть своим продуктам, а наоборот, издержки произв-ва получ. ценн-ть от своих пр-ктов. Он классифиц-л все блага в зависим-ти от того, как близки они к удовлет-ю человеч-их потребн-ей. В 1-ый разряд были включ. сами потребительн. блага, во 2-й – производительн., участвующ. в непосред-ом произв-ве потребител. благ, в 3-й – те, к-рые участв-т в произв-ве благ 2-го разряда, и т.д. Демонстр-л эту классиф-ю на примере образов-я ценн-ти железа. По мнен. Б-Б., ценн-ть един. производит-ых сред-в определ-ся пользой и ценн-ью продукта, имеющего наименьш. предельн. пользу среди всех продуктов, на произв-во к-рых хоз-ый расчет позволил бы употребить эту един. производит-ых сред-в. Первооткрыват. этой идеи был Визер, к-рый издерж. произв-ва связывал с предел. полезн-ю довольно сложно. Он утвержд., что ценн-ть продуктов определ-ся ценн-ью издерж. произв-ва, а ценн-ть издерж. произв-ва – предельн. полезн-ью предельн. потребител. продукта. Это полож-е вошло в историю экономич. мысли под назван. “з-на издерж. произв-ва”, или “з-на Визера”. По замыслу австр-цев, этот з-н д. б. наладить контакт м-ду предельн. полезн-ью и издержк. произв-ва, как-то выправить перекос их т-рии в сторону потребител-го спроса. Этот замысел не оправдался. Методологич. аппарат, к-рый неважно работал при анализе цен потребит-их товаров, тем более не мог принести серьезн. резул-ты, будучи направлен. на изуч-е сферы произв-ва. Действие этого з-на австр. школа распростр-ла на все блага, исключ-сь только “свободн. блага”, куда отнесены земля, воздух и пр. Они искали сущн-ти стоим-ти издерж. произв-ва (производит. благ). Утвержд., что стоим-ть издерж. произв-ва явл производной величин. от стоим-ти конечн. продукта. В действит-ти сама стоим-ть конечн. продукта явл. воплощением общественно необх-ых затрат труда в проц-се его произв-ва. Они игнориров. тот факт, что стоим-ть сред-в произв-ва переносится на производимый ими новый продукт. В действит-ти в создании предметов потребл-я участв-т совокуп-ть производител. благ.
Другие материалы
Стратегия дифференциации чем измеряется успех Существует три важнейшие группы проблем, с которыми приходится сталкиваться любому лидеру, взявшему на себя ответственность за выбор пути достижения успеха в бизнесе. Прежде всего это видение будущего и той позиции, которую компания должна занять, пр ...
Экономическое обоснование создание малого предприятия акционерного типа Любое общество не может существовать без экономических интересов. Изменение экономической ситуации в России привело к развитию рыночной экономики в нашей стране. На данный момент рыночный институт имеет тенденции к развитию, что привлекае ...