В 1-й книге “Исследов-е о природе и причинах богат-ва народов” содерж-ся учение о труде как источ-ке богат-ва, о раздел-и труда, о стоим-ти, о ценнообразов-и, деньгах, прибыли, различн. формах доходов. А начин-ся произвед-е с анализа проблемы раздел-я труда – крупн. проблемы, всегда интересов-ей эконом-ов. На ?-с: что связыв. в единое общ-во индивидов?, отвеч., что людей связыв. в общ-ве раздел-е труда. Он показыв., что поск-ку каждый инд-д в общ-ве специализ-ся на произв-ве 1-го предмета, пост-ку все инд-ды оказыв-ся зависим. друг от др. Общ-во явл. трудов. союзом, построен. на раздел-и труда, а труд в свою очередь связыв. людей в единое целое. При этом С. провозглаш. любой труд, единствен. источ-ком богат-ва. Человеч. общ-во рассматр-л как менов. союз, а основн. признаком челов-ой природы считал склон-ть к обмену, торговле. По мнен. С., стремл-е к личной выгоде и склон-ть к обмену явл. причиной возникн-я и разв-я раздел-я труда С. отождеств-л раздел-е труда в общ-ве и внутри мануф-ры, рассматр-я общ-во как огромн. мануф-ру. Но он не сумел разрешить проблему различия м-ду раздел-ем труда внутри мануф-ры и в общ-ве. Источник раздел-я труда видел в обмене. Он утвержд., что обмен товарами есть обмен продук-ми разделен. труда, а единствен. творцом богат-ва явл. человеч. труд. Раздел-е труда повыш. произв-ть труда 3-мя способами: 1) оно увеличив. ловкость и искус-во работ-ков; 2) сберег. время при переходе от 1-го вида работы к др.; 3) способств. изобрет-ю машин, облегч-их и сокращ-их труд. Очевидно, что С. понял роль раздел-я труда в мануф-ре и тенденц. к разв-ю машин. произв-ва. Происхожд-е и употребл-е денег С. связыв. с ростом раздел-я труда и разв-ем обмена. Не считая деньги единствен. формой богат-ва, он оценивал их как технич. сред-во обмена. Для него деньги – сред-во обращ-я. Назыв. “велик. колесом обращ-я”. Деньги он считал товаром, всеобщим орудием торговли. Но сущ-ти денег он не понимал. Он не проводил различ. м-ду металлич. и бумажн. деньгами, но предпочт-е отдавал бумажн., ввиду сравнит. дешевизны этих денег. Большое место отводил ?-ам стоим-ти. С. определ. стоим-ть затрачен. на произв-во товара трудом и обмен товаров связыв. с заключен. в них колич-ом труда. В каждом товаре он выделял 2 св-ва: 1) полезн-ть или потребительн. стоим-ть; и 2) св-во обменив-ся на др. вещь или меновую стоим-ть. Он подчеркив., что труд представл. собой действительн. мерило менов. стоим-ти всех товаров. Стоим-ть товара, по С., - это естествен. св-во вещи, к-рое она имеет от природы. Поэт. он сконцентрир-л внимание на колич-ых аспектах стоим-ти, ее величине, не понимая качеств-го содерж-я стоим-ти. Стоим-ть он рассматр. неоднозначно по отнош-ю к первобытн. и цивилизован. общ-ам. Для первобытн. состояния С. считал возможным определ-е стоим-ти двояким путем: 1) трудом, затрач-ым на произв-во товара; 2) трудом, покупаемым в проц-се обмена. В т-рии затрачен. труда С. утвержд., что труд создает стоим-ть во всех сф. материал. произв-ва. Он установил прямую зависим-ть м-ду рабоч. времен. и велич. стоим-ти и свел стоим-ть к труду. Разгранич. естествен. и рыночн. цену товара. Пытался объясн. цену ч/з менов. стоим-ть, определяющ. колич-ые пропорции обмена товаров в соответ-и с вложен. в них трудом. Он искал з-ны, согл. к-рым менов. стоим-ть определ-ся в товарах, в конечн. счете – в определен. колич-ах труда. Законом товарн. обмена явл. эквивален-ть: обменив-ся товары, в к-рых воплощено одинаков. кол-во труда. С. делал вывод, что производит. товара покуп. при обмене своего товара на др. равное кол-во труда, и поэт. можно с одинаков. успехом определ. стоим-ть товаров как затрачен., так и покупаем. трудом. В т-рии покупаем. труда само определ-е стоим-ти из произв-ва перенос-ся в сф. обмена, а менов. стоим-ть изображ-ся при этом как способн-ть получ. в свое распоряж-е определен. кол-во труда. В цивилизов-ом общ-ве колич-во 1)-го и 2)-го видов труда, в отличие от первобытн. общ-ва, не совпадает, поск-ку это разные величины: 2-ой вид труда меньше 1-го. Пытаясь решить этот ?-с, С. ставит проблему: из каких частей складыв-ся стоим-ть? Ответ на этот?-с получ. назван. “догмы Смита”. Наряду с излож-ми т-риями С. выдвиг. еще две т-рии стоим-ти. При переходе к капиталистич. произв-ву стоим-ть, к-рую рабочие прибавл-т к стоим-ти материал., распад-ся сама на 2 части: одна идет на оплату з/пл, др. – на оплату прибыли. В кач-ве 3-ей составн. части стоим-ти С. рассматр-ет ренту. Итак, стоим-ть, по мнен. С., распад-ся на з/пл, прибыль и ренту. Он игнорир. постоян. капитал как составн. часть стоим-ти товара. Но положит. явл. то, что С. рассматр. стоим-ть как овеществлен. труд и устанавл-т примат стоим-ти над доходами. С. указал, что з/пл, прибыль и рента явл. 3-мя первонач-ми источн-ми всякого дохода, равно как и всякой менов. стоим-ти. Стоим-ть товара определ-ся исключ-но содержащ-ся в ней рабоч. временем. Катег-ю цены произв-ва он отождествл. со стоим-ью.
Другие материалы
О простом смысле экономики Сегодняшние представители экономической науки очень любят подчеркивать абсолютную неизбежность пугающей многих объемистости их теоретических трудов, используя зачастую в качестве эпиграфа для таковых следующие известные слова своего велико ...
Стратегия в компании Профессор McGill University (Канада) и INSEAD Генри Минтцберг широко известен своим неоднозначным и критическим подходом как к предмету управления, так и к своим коллегам - академикам, занимающимся этой темой. Проанализировав почти 1500 статей, он вы ...