Цикличность развития экономики

Деньги в нашей жизни

Школа физиократов. Франсуа Кенэ.

Школа физ-тов сформир. и разв-сь во Фр. в серед. 18в., т.е. в переходн. пер-д от феодал-ма к капит-му, когда во Фр. широко начал разв-ся мануф-ый капит-зм. Физиокр-я – это франц. вариант классич. политэкон. Этот термин образов-ся от 2-х слов физио - земля, кратос - власть и означ. “власть земли”. Эта их позиция исходила из признания производит-ым только труда землед-цев. Они трактовали экономич. з-ны как естеств-е, не зависящие от воли и политики. Основополж. этой школы явл. Кенэ. Он не только заложил основы этой школы, но и сформул-л ее теоретич-ю и политич. прогр-му. Фр. вплоть до кон. 18в. остав-сь феодальн., аграрной страной. Аграрн. ?-ос стал главн. ?-ом, реш-ем к-рого и занялись физ-ты, усматривая причины упадка эк-ки Фр. в тяжелом полож-и с/х. Но они пр. всего изучали с/х произв-во, а не только с/х. Знач-е физ-ов определ-сь тем, что они в отлич. от меркан-ов перенесли исследов-е из сф. обращ-я в сф. произв-ва и этим заложили основы для дальнейш. научн. анализа капиталистич. сис-мы произв-ва. В основу теоретич. изысканий физ-ов была положена конц-я К. “естествен. порядка”. Он считал, что обществен. з-ны явл. з-ми “естеств. поряд.”, к-рые выгодны человеч. общ-ву. Эти з-ны установ-ны богом для воспроизв-ва и распредел-я материал. благ. Право собствен-ти, по мнен. К., явл. основой естествен. права. Под естествен. порядком поним-ся буржуазн. порядок. Под маркой обоснов-я естеств. порядка защищ-ся капиталистич. способ произв-ва, с господ-ом частн. собств-ти и развив-йся на основе свободн. конк-ции. Учение физ-ов о естеств. порядке выдвигало идею объектив-ти и закономер-ти обществен. разв-я. Физ-ты рассматр-ли общ-во как живой обществен. организм, а экономич. жизнь – как естествен. проц-с, имеющий внутрен. закономер-ти. Одно из централ. мест в экономич. т-рии физ-ов заним. учение о “чистом продукте”, или прибавочн. продукте. Чист. пр-кт – это избыток с/х продукц., к-рый образ-ся за вычетом всех издержек ее произв-ва. В трактовке К., чист. пр-кт – прообраз прибавочн. стоим-ти. Для физ-ов с/х оказ-сь единствен. формой, приносящ. чист. пр-кт. В связи с этим они отождеств-ли прибавочн. стоим-ть с рентой. Т.о., земел. рента у физ-ов - единствен. форма чист. пр-та, прибавочн. стоим-ти. В промышл., по их мнен., сущ-ет лишь потребл-е и не созд-ся прибавочн. продукта, а прибыли на капитал там вообще не сущ-ет. Заним-сь разработ-ми этой т-рии чист. пр-та К. пытался найти ответ на 2 ?-са: 1-й – “Откуда взялся и появл. этот чист. пр-кт?”. К. отвечал: “Этот чист. пр-кт дает земля, природа”. Т.о., по мнен. К., чист. пр-кт образ-ся только в землед-и. только землед-е дает прибавку к обществен. богат-ву (хотя на самом деле источн-ом чист. пр-та явл. труд землед-ца, к-рый прикладыв-ся к земле). 2-й ?-с, к-рый интерес-л К.: “Кто и по какому праву явл. получат. чист. пр-та?”. Он выделял 3 социал. гр. получ-ей чист. пр-та: король, церковь и феод.-землевлад-цы. Каждая из этих 3-х гр. получала свою долю из чист. пр-та, создав-ю трудом землед-ца. По какому праву они получали эту долю? Поск-ку власть короля и церкви дана от бога, то по этому божествен. праву они имели право претенд-ть на свою долю чист. пр-та. По поводу землевлад-цев К. рассужд. след. обр.: “Раз чист. пр-кт дает земля, и раз она принадл. землевл-цу, то все что дала земля должно принадл-ть тому, кому принадл-т сама земля”. Раз земля принадл-т феодалу, то и чист. пр-кт, к-рый дает земля, тоже получ. феодалы. У К. есть обоснов-е прав землевл-цев на получ-е чист. пр-та. Он рассматрив. этот чист. пр-кт как своего рода %-ты на капитал, на сред-ва, к-рые когда-то были вложены владельц. земли в этот земельн. участок для того, чтобы привести его в состояние, пригодн. для использ-я с/х произв-ва. Раз когда-то эти сред-ва были вложены как любой капитал, они должны приносить влад-цу доход. Этот %-т, этот доход у К. приобрел форму чист. пр-та. С учен. о чист. продукте неразр-но связана конц-я о производит. и бесплодн. труде. Производит. труд – труд, к-рый создает прибавочн. стоим-ть, чист. пр-кт. Но из ошибок в конц-ии чист. пр-кта вытекала огранич-ть трактовки производит. труда как труда, занятого лишь в с/х. В промышл-ти работник лишь видоизмен. форму вещ-ва, к-рая дается ему земледелием. Колич-во этого вещ-ва, по мнен. физ-ов, в промышл. не возрастает, а остается неизменным. Они не поняли сущ-ти катег-и стоим-ти. К. сводил стоим-ть к издержкам произв-ва. Не решив проблемы стоим-ти, он 1-ым попытал. различить потребит. стоим-ть и менов. стоим-ть товара. Но природу менов. стоим-ти проанализ-ть не смог. Не было достиж-ий у физ-ов и в разработке т-рии денег. К. утверж., что деньги явл. сред-вом, облегч. обмен, а богат-вом станов-ся как и товары, лишь в силу своей продажн. цен-ти. Деньги – это бесплодн. богат-во. З/плату, как и мерк-ты, сводили к физич. прожиточн. min. По мнен. К., з/пл должна обеспеч-ть самые элементарн. потребн-ти, оставаясь неподвижн. на самом низк. уровне. Отождеств-л ее с доходом ремесл-ка. Больш. научн. знач-е имеет учение физ-ов о капитале. Исследов-в издерж. произв-ва К. дал разгранич-е составн. частей капитала: 1) затраты, к-рые производ-ся ежегодно на земледельч-е работы (семена, оплата труда рабочих), он назыв. ежегодн. авансами (это современ. оборотный капитал) Эти затраты д.б. окупаться урожаем кажд. года; 2) затраты, производим. 1 раз в неск-ко лет (осушение земли, с/х машины, постройки, скот), К. назыв. первоначальн. аван-ми (современ. основн. капитал) Д.б. окуп-ся неск-ми урожаями, т.е. постепенно. Т-рия чист. продукта и т-рия авансов у К. стали основой для разработки т-рии воспроизв-ва. Продолжил его изыскания Тюрго, а пропаган-ми идей К. были Дюпон де Немур, Мирабо, Летрон и др.

Другие материалы

Институционализм инвестиционной привлекательности Проблема инвестиций - тема сегодня популярная. От понимания логики инвестиционных процессов зависит адекватность практических инвестиционных решений, принимаемых на различных этапах инвестиционного процесса. Один из самых важных и ответств ...

Экономический подъем США конца 19 начала 20 веков Выдирая тему реферата, я долго не могла определиться, о чем писать, какая тема будет интереснее и решила остановиться именно на этой теме “ Экономический подъем США конца XIX начала XX веков”. Мое решение появилось не просто так. Я ду ...